недвижимость / 7 сентября 2021, 16:4607.09.2021, 16:46
1714029338
/ 212

«Хотели бы восстановить в Осетии каждый памятник истории»

Президент союза реставраторов России Вячеслав Фатин рассказал о работе, которую ведет компания «СКИФОС-РСК» в Северной Осетии.

- Из всех реставрационных проектов, которые ведутся в республике, какие наиболее интересные для вас и заслуживают особого внимания со стороны российских специалистов?

- Безусловно, это Зругский храм. Конструктивно очень сложный объект, я бы даже сказал уникальный. Нам приходилось иметь дело с гидротехникой. Работа по устройству и укреплению грунтов в высокогорье очень сложная. Укреплять их сложно даже на равнинах, а работы, которые ведутся в горах, технически в сотни раз сложнее.

Второй объект - это Беслан. Те работы, которые проводились там в течение 17 лет: по укрытию спортзала и строительству храма уже должны приводиться к завершению. Как раз к этим этапам начнется воссоздание утраченной части, где будет располагаться общественное пространство. Мы пообщались с главой республики, и для меня это был полезный разговор. Мы смотрим гораздо шире на те задачи, которые будут стоять перед этим центром, и со своей стороны хотелось помочь какими-то технологическими решениями. В школе есть несколько таких моментов, к которым хотелось бы привлечь специалистов высокого уровня. Это укрепление красочного слоя, защита древесины, очистка камня и камнеукрепление. Безусловно, в вопросе, связанном с экспозицией, тоже готовы принять участие, собрать своих коллег и предложить какие-то варианты.

-В чем вы увидели заинтересованность со стороны главы республики Сергея Меняйло?

- Безусловно, в завершении работ в Беслане. В основном беседа с главой шла про этот объект. Сложность еще во внешнем благоустройстве. То есть увязывание таких разных архитектурных сооружений, как храм, школа, спортзал. Их надо связать между собой. Перед нами поставлена задача, чтобы мы со своей стороны включились в работу и тоже могли предложить какие-то идеи.

Вячеслав Фатин с Матерями Беслана Анетой Гадиевой и Сусанной Дудиевой

- Вернемся к горным памятникам старины. Как считаете, нужно ли пытаться охватить все объекты или же выделить точечно наиболее интересные, уникальные с точки зрения истории архитектуры и постараться воссоздать их?

- Как реставраторы мы хотели бы восстановить каждый из них. Где-то отреставрировать, где-то законсервировать, где-то произвести археологические исследования, чтобы методическую основу положить на научную. Чем мы, кстати говоря, планируем заниматься уже в следующем году. Конечно же, чем больше объектов мы восстановим, тем лучше, но финансирование ограниченное, затраты колоссальные. Вешать все на федеральный бюджет не получится, да социальных проблем в республике тоже достаточно. По мере возможности будем шаг за шагом восстанавливать ключевые памятники истории и архитектуры. Основные объекты определены, во всяком случае на ближайшую перспективу .

- О каких именно ведете речь?

-У вас очень большое количество башен, хотя не могу сказать, что многие знаю. Опять же часовня в Нузале с ее уникальной фреской. В России на самом деле не так много объектов, которые дошли до нашего времени в такой сохранности. Все объекты имеют свою уникальность.

- В последнее время в Северной Осетии восстанавливается очень много объектов. Отсюда и большое внимание общественности к работе реставраторов, которые все чаще подвергаются критике. Наряду с обывательским мнением свою точку зрения высказывают дизайнеры и художники. На ваш взгляд, в таких случаях нужно ли реставраторам учитывать мнение общественности и рекомендации специалистов из близких сфер или же четко следовать своим задуманным планам?

- Безусловно, общественная дискуссия всегда будет. Мы работаем с историей, редко кому она безразлична, и слава Богу.  Мы приветствуем дискуссию, но она должна быть профессиональной. Это как каждый у нас врач и каждый хорошо играет в футбол, - примерно из этой серии. Конечно, есть у нас четкие методические рекомендации. Объекты, которые, казалось бы, одинаковые  имеют свою специфику. Есть объект, который не похож ни на один, и нет шаблона, по которому нужно его реставрировать. Тогда надо бывает принимать какие-то решения нестандартные, даже для нас, реставраторов, которые достаточно консервативные в профессии. Есть у нас методический совет, где мы можем получить рекомендацию, а если это какие-то объекты федерального значения или особо ценные, то мы просто обязаны проводить процедуру согласования. Конечно, необходимо следовать методическим рекомендациям. Всем зачастую хочется видеть, чтобы объекты были как с иголочки новенькие. Далее сталкиваемся с упреками, что мы плохо отреставрировали. Начинаем объяснять, что на самом деле это родной исторический вид, и мы его не трогали для того, чтобы показать его аутентичность. Не все это понимают. В таком случае стараемся проводить разъяснительные работы с людьми.

Музей литературы во Владикавказа

- Ну и напоследок, какую оценку реконструкции проспекта Мира вы можете дать? Насколько получается сохранить исторический облик?

- Здесь идет благоустройство, где качество работ на высоком уровне. Подчеркну, очень дорогое благоустройство: применяется гранит - долговечный материал. А о качестве реставрационных работ можно будет говорить, когда отреставрируют фасады зданий. Тем не менее улица выглядит великолепно даже сейчас. Да, не все здания находятся в хорошем состоянии, но, на мой взгляд, выглядят красиво.

ОсНова.News
рекомендуем
 
01:05
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
24/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
23/04
22/04
22/04
22/04
22/04
22/04
22/04
22/04
22/04