Деньги дольщиков и их будущие квартиры защищены. Теперь по закону деньги покупателей недвижимости в строящихся домах будут храниться в банках. Строительные организации смогут получить их только после сдачи квартир в эксплуатацию. До того момента застройщикам будут выдавать кредиты на конкретный проект дома. Таким образом, предполагается защитить вклады участников долевого строительства от растраты. Ведь до ужесточения контроля с такой проблемой столкнулись многие.
Борис Плиев в 2008 году вложился в строительство многоквартирного жилого дома по улице Астана Кесаева. Но вскоре строительная компания столкнулась с финансовыми трудностями, и стройка встала. С тех пор прошло 10 лет, но дольщик не дождался ни денег, ни квартиры.
«В конце 2014 года дом должны были ввести в эксплуатацию. Но опять же по неизвестным нам причинам дом не был введен в эксплуатацию. Дольщики, конечно, и постарели за это время, многие обращались в администрацию города, митинговали, были у нас конфликты с представителями власти», — признается Плиев.
И все же история Бориса Плиева из разряда исключительных, потому что вопреки обычной практике заканчивается счастливо: многоквартирный дом после долгих разбирательств все же достроят. Но вот кто вернет потраченные нервы? Новый закон обманутый дольщик приветствует. Говорит, наконец, кто-то защитит простых людей. Зато под ударом окажутся застройщики. Такого мнения директор компании-застройщика Виктор Дзгоев. По его словам, строительный рынок в регионе не готов к таким переменам: собственных средств у строителей нет, а банки столько кредитов не дадут.
«В регионе это будет зависеть от того, как здесь представлена банковская система, мы знаем, что около 60 банков будет допущено до этого до участия в этой системе строительной. Но в Осетии, насколько мы знаем, всего лишь один филиал реальный – это Сбербанк», - отметил Дзгоев.
В том, что новый закон несет угрозу строительному рынку республики уверены и эксперты. По их словам, банки по факту получают функцию регулятора. Они по собственному усмотрению могут решать, какой строительной компании выдавать кредит, а какой – нет. При этом какими именно критериями буду руководствоваться – неизвестно.
«Это подорвёт строительный рынок, я считаю, поскольку ранее именно долевое строительство было флагманом российской экономики, мы видим у нас в республике и по России как дома новые растут, как на дрожжах. Это все приведет в конечном итоге к тому, что жилье для граждан станет менее доступным», - сказала юрист Елена Макаева.
По данным минстроя республики, с привлечением средств участников долевого строительства в Северной Осетии работают около двух десятков строительных компаний. Работа трех из них приостановлена. При этом на контроле того же ведомства 436 обманутых дольщиков. Если представить, что только этим четырем сотням человек нужно предоставить жилищный минимум – 18 квадратных метров, то с учетом средней стоимости квадрата сумма уже получается за двести миллионов рублей. Деньги, которые люди заплатили, не получив ничего взамен. Насколько надежной защитой станет новый закон, эксперты судить не берутся. Говорят, время покажет. Тем более президентом России документ все еще не подписан.
