происшествия / 1 декабря 2021, 23:2601.12.2021, 23:26
1711655686
/ 1550

Взбесившийся наркоман. История ташкентского мажора, открывшего хронику терактов в Осетии

33 года назад СССР всколынхнул захват школьников в Орджоникидзе. Тогда террористов преследовали другие цели - корысть.

Из преступников советских времен только единицы удостаивались чести стать героями художественных фильмов. Документалистика не в счет. Она выполняла важную роль в борьбе с преступностью, информируя население и обличая злостных нарушителей закона и прочих извергов. Преступление "орджоникидзевского террориста" Павла Якшиянца заинтересовали сценаристов и режиссеров. Так вышел известный фильм "Взбесившийся автобус"

Близился конец 1988 года. «Перестройка» вступала в свою завершающую фазу. Вот-вот должен был рухнуть «железный занавес», десятилетиями отделявший страну Советов от всего остального мира. Свободный выезд заграницу близился стать реальностью для широких слоев населения СССР и в этот момент случился дикий по своей сути захват самолета террористами, потребовавшими для себя беспрепятственного вылета в иностранное государство. Стоило бандитам поте петь еще несколько месяцев и они получили бы легальную возможность оформить в ОВИРе загранпаспорт, обратиться за въездной визой в консульскую службы любой страны мира, после чего уехать куда глаза глядят. Якшиянц и компания предпочли иной путь, что можно объяснить только тем, что они не читали газет и не анализировали бурные изменения в повседневной жизни.

 

Сын партаппаратчика

Павел Якшиянц родился в 1950 году в Ташкенте в армянской семье. Его отец — участник Великой Отечественной войны, орденоносец. Старший Якшиянц удачно вписался в советский истеблишмент. Он был членом партии и избирался в депутаты городского совета. Сын еще подростком выбрал противоположный путь, став изгоем общества. Официальная версия его жизни говорит о том, что он подростком подсел на наркотики. С этого все и началось. Якшиянц не кололся героином. Он курил анашу ─ легкий наркотик, ныне повсеместно легализуемый.

Индийская конопля в диком виде произрастала в Средней Азии на каждом пустыре. Для обладания понюшкой «дури» деньги не требовались. Достаточно было немного свободного времени для сбора сырья и знания довольно простого народного рецепта приготовления конечного продукта. Тем не менее, первый и все последующие сроки заключения Якшиянц получил за чисто корыстные преступления ─ кражи. Судя по всему, он принадлежал к той породе людей, которых под кайфом тянуло на совершение подвигов.

В 1967 году его конфликт с законом закончился 2-х летним сроком. Несовершеннолетний преступник был прощен. В СССР объявили всеобщую амнистию, вызванную всенародным празднованием пятидесятилетия октябрьского большевистского переворота 1917 года. Круглая годовщина революции помогла Якшиянцу избежать наказания, но на следующий год он вновь прокололся. Суд увеличил ему срок в 2 раза. Едва он вышел на свободу, как снова угодил в колонию. В третий раз, как злостному рецидивисту ему дали 10 лет. От звонка до звонка отсидеть не пришлось. В 1979 году Павла Якшинца досрочно-условно освободили.

Несмотря на то, что по уголовной профессии Якшиянц был весьма уважаемым крадуном и в заключении зарекомендовал себя отрицалой, несколько раз голодавшим и вскрывавшим себе вены, на получение титула вора в законе он не тянул. Дело не только в УДО или в увлечении наркотиками. По тюремной классификации он не был бродягой или фраером. Якшиянц ─ обычный мужик, тянувший лямку в промзоне колонии, старательно выполняя плановые задания и получая взамен увеличенный паек.

 

Из алкоголиков и наркоманов - в террористы

На свободе он пытался во чтобы то ни стало вписаться в нормальную жизнь, устраиваясь на работу, но тяга к зелью и кайфу всегда неизменно побеждала. В колонии Якшиянц изыскал возможность колоться эфедрином ─ лекарственным препаратом, среди спортсменов считающимся допингом. Никакого кайфа. Только прилив энергии, как от современных энергетических напитков или претреников. После третьей ходки бывший зэк переехал в Краснодарский край и устроился работать слесарем на автобазу.

Сдав на права водителя, он начал развозить по аптекам лекарства. Якшиянц не удержался от соблазна и украл несколько упаковок сильнодействующих препаратов. Его уволили. Попытки жить, как все не прекращались. Он обзавелся семьей и детьми, но ничего хорошего из этой затеи не получилось. Искатель приключений ушел от жены к Тамаре Фотаки, которая родила ему дочь Иларию, но и на этот раз союз распался. Вторично они встретились в Орджоникидзе, куда Якшиянц переехал в 1986 году, а Фотаки годом ранее.

На новом месте Павел Якшинц обзавелся знакомством с такими же законченными наркоманами или алкоголиками, как и он, работавшими с ним на одной автобазе. Владимир Муравлев, Герман Вишняков, Владимир Анастасов и Тофий Джафаров стали его подельниками в угоне самолета. Компания готовилась к захвату заложников вполне осознанно, с самого начала решив, что лучше всего удерживать детей. Хлопот меньше, безопасней для самих и, едва ли, власти решаться на силовой вариант освобождения, опасаясь за детские жизни.

Первые дети из числа заложников бегут от «Ил-76» в аэропорту Минеральных Вод

Операция по захвату началась утром 1 декабря 1988 года. Первым делом бандиты захватили автобус с водителем. Потом они начали кружить по Орджоникидзе в поисках группы школьников. В этот день четвероклассники школы №42 вместе с классным руководителем Натальей Ефимовой пошли на экскурсию в Республиканскую книжную типографию. На выходе из учреждения Павел Якшиянц показал ей поддельный путевой лист, объяснив, что о детях позаботились их шефы, чтобы развести всех по домам. Полдела было сделано. Якшиянц заехал за ничего не подозревавшей Тамарой Фотаки и дочкой Иларией.

 

15 - за детей, столько же - за побег

Переговоры с похитителями детей шли около здания Северо-Осетинского комитета партии. Бандиты угрожали поджечь автобус вместе с пассажирами. Они потребовали для себя несколько «стволов», 2 миллиона долларов и транспортный «борт» ИЛ-76. Конечным пунктом перелета был назван Израиль. Между странами отсутствовали дипломатические отношения. Расчет ставился на то, что между странами не было заключено соглашение о выдаче преступников. Его нет до сих пор. Самолет быстро предоставили, но он смог сесть только в соседнем аэропорту Минеральных Вод.

Под охраной автобус с детьми направился из Орджоникидзе в Минводы. Якшиянц по дороге заехал в городское СИЗО, где под следствием содержался еще один его знакомый по фамилии Кривоносов и потребовал освободить узника в обмен на десяток школьников. У кореша-наркомана хватило ума не согласиться на поездку в Израиль. Как и предполагали преступники, силовики не решились на штурм автобуса с заложниками.

Учительница Наталья Ефимова (с цветами) и ее освобожденный класс

2 декабря 1988 года ИЛ-76 поднялся в воздух и взял курс на Тель-Авив. Помимо детей, их классного руководителя и водителя автобуса, криминальная бригада автобазы из Орджоникидзе прихватила с собой офицера КГБ. Пока лайнер находился в воздухе, дипломаты СССР и Израиля вышли на связь друг с другом. Угон самолета оказался первой темой для обсуждения за многие десятилетия. За пару часов полета Якшиянц поменял планы, и решил лететь еще дальше от СССР ─ в ЮАР.

ИЛ-76 сел на военной авиабазе под Тель-Авивом на дозаправку. Израильтяне сами часто становились жертвами арабских террористов, поэтому беглецы сочувствия у них не вызвали. Банду Якшиянца арестовали и посадили в тюрьму Абу-Кабир. Самолет вернул всех заложников на родину. Власти Израиля пошли навстречу просьбе СССР о выдаче преступников. Их единственным условием было получение гарантии о неприменении к угонщикам смертной казни.

Члены банды Павла Якшиянца (слева), захватившей детей, в зале суда

Суд, состоявшийся в марте 1989 года, приговорил Павла Якшиянца к 15 годам лишения свободы с отбыванием в условиях строгого режима. Осужденного перевезли в одну из самых суровых тюрем в городе Златоусте, но он и там не успокоился. Отсидев в ней менее года, Якшиянц попытался организовать из тюрьмы массовый побег заключенных. Ему добавили еще 15 лет, после чего он успокоился и притих. Его второй срок потом отменили. В 2005 году Павел Якшиянц вышел на свободу и по непроверенным данным отправился в Белореченск Ставропольского края, а затем в Калининград. Больше о нем ничего не слышно. Мемуаров угонщик не написал.

www.mzk1.ru
рекомендуем
 
17:19
14:58
14:49
14:04
13:48
13:13
12:02
11:38
10:57
10:40
10:21
09:33
09:20
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
27/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03
26/03