Уроженцы Северной Осетии Владимир Урусов, Хетаг Маргиев и Ахсар Дзуцев оказались причастны к громкому ограблению.
Военный суд приговорил к срокам от восьми до десяти лет лишения свободы восьмерых участников ограбления в 2019 году в банке «Металлург». Группа нападавших, состоявшая преимущественно из действующих сотрудников ФСБ, похитила тогда 136 млн рублей.
Московский гарнизонный военный суд вынес приговор по громкому делу сотрудников ФСБ, совершивших в июне 2019 года дерзкое разбойное нападение в здании столичного банка «Металлург». Под видом проведения оперативно-разыскных мероприятий они похитили у официально нигде не работающего Александра Юмаранова 136 млн рублей, которые тот привез, чтобы обменять на доллары. Организатор налета, скрывшийся с половиной похищенной суммы, до сих пор не найден.
Назначенное на полдень оглашение приговора стартовало с двухчасовым опозданием и растянулось до позднего вечера. Четверо находившихся под домашним арестом фигурантов, предвидя посадку, приехали в суд с вещами, одевшись по-спортивному. Еще четверо слушали приговор из клетки. Они были не в восторге, что их снимают, но отвернуться от фото- и видеокамер догадался только Артур Власов.
Как следовало из приговора, организовать разбойное нападение летом 2019 года задумал предприниматель Борис Караматов, который до этого как минимум дважды помогал безработному Александру Юмаранову купить крупные суммы в валюте через банк «Металлург». С Караматовым Юмаранова свел некий Дмитрий Чувилин.
Поэтому, когда Юмаранов сообщил, что планирует купить не менее 1 млн долларов, ему ответили, что проблем не будет, и предложили подъехать 10 июня к 15:00 к уже известному ему офису банка на улице Ивана Бабушкина.
«Маски-шоу»
Как выяснится позже, для того, чтобы провернуть аферу, злоумышленники арендовали два помещения в том же здании и разыграли настоящий спектакль. К участию в нем Борис Караматов привлек ранее судимого сотрудника прокуратуры Константина Жарова, старшего лейтенанта управления «К» службы экономической безопасности ФСБ Артура Власова и старшего прапорщика управления «А» («Альфа») Центра специального назначения Хетага Маргиева. Те подтянули своих сослуживцев и знакомых, в том числе из управления «В» («Вымпел») ЦСН ФСБ. Соучастники приобрели форму с нашивками «ФСБ», шапки-балаклавы и вооружились пистолетами.
Ровно в три часа дня Александр Юмаранов вместе с Караматовым и Чувилиным в сопровождении четырех охранников на инкассаторской машине приехал к банку обменять 136,5 млн рублей. Отправив одного из охранников обменять часть суммы, Юмаранов стал дожидаться его возвращения. В этот момент на улицу выскочили сотрудники ФСБ. В сопровождении изображавшего следователя Власова они заставили Юмаранова открыть машину и вытащить оставшиеся деньги. Заявив, что проводятся оперативно-разыскные мероприятия и «работает ФСБ», они через запасной выход завели всех в две комнаты на втором этаже, повернули лицом у стене, а также отобрали документы, мобильные телефоны и травматические пистолеты.
Объявив, что сейчас собравшихся повезут опрашивать в связи с незаконными валютно-обменными операциями, сотрудники спецслужб увели с собой Караматова и Чувилина, а затем объявили, что мест в машине нет и всем нужно дождаться следующей машины.
Дележка похищенного
Когда через несколько минут «задержанные» решили обернуться, оказалось, что сотрудников ФСБ и след простыл. Не оказалось и шести сумок с деньгами. Их, как выяснилось, тем же вечером поделили на квартире бывшего прокурорского работника Жарова участники налета. Причем половину забрал себе Борис Караматов, которого вместе с Дмитрием Чувилиным бойцы спецназа высадили из машины в районе станции метро «Профсоюзная».
Последнему Караматов сказал, что вернется в банк на метро, чтобы узнать, что произошло. Однако после этого он пропал. Что же касается Чувилина, то следователи пришли к выводу, что последний был не в курсе подготовки налета, и оставили его в статусе свидетеля.
Всего, как удалось выяснить, в нападении участвовали 12 человек. Один из основных участников нападения Константин Жаров предпочел признать вину и заключил сделку со следствием. По приговору Гагаринского суда столицы в июле 2021 года он с учетом имевшего место рецидива получил девять лет лишения свободы в колонии особого режима. Позже Мосгорсуд снизил ему срок до восьми лет и четырех месяцев заключения. Еще один участник нападения, Ахсар Дзуцев, в декабре 2021 года был осужден на девять лет колонии строгого режима. Приговор по его делу в силу пока не вступил.
Попытки оправдаться
Что же касается представших перед военным судом фигурантов, то из них полностью вину признали лишь двое: сотрудник спецназа «Вымпел» Дмитрий Капышкин, а также внук начальника кафедры Академии ФСБ Валентина Карелина майор Александр Карелин, работавший в управлении «К» службы экономической безопасности ФСБ.
Остальные хоть и не отрицали случившегося, однако всячески пытались оправдываться. Так, капитан Урусов на следствии изложил версию, согласно которой поучаствовать в ОРМ ему предложил Маргиев, сославшись на нехватку людей. Подсудимый утверждал, что был в курсе ограбления и думал, что в рюкзаках, которые ему приказал вынести из банка Жаров, были вещдоки. При этом Урусов заявил, что, когда ему хотели вручить 2 млн рублей, он засомневался в законности случившегося и от получения денег отказался.
Подсудимые утверждали, что не использовали для нападения рации или оружие, никого не запугивали и действовали «спонтанно и хаотично». Все возражали против квалификации их действий по статье «разбой», которая предусматривает наказание от восьми до 15 лет заключения. По мнению адвокатов фигурантов, случившееся можно было бы трактовать как «кражу», «заранее не обещанное укрывательство преступления», «самоуправство» или «мошенничество».
Все подсудимые также уверяли, что никакого насилия к Юмаранову и сопровождавшим его инкассаторам не применяли. Однако суд установил обратное, исключив из обвинения лишь квалифицирующий признак — нападение с применением оружия. Суд лишил ряд фигурантов воинских званий, констатировав, что своими действиями они дискредитировали звание сотрудника органов безопасности.
Наказание
По приговору суда самый большой срок в десять лет получил старший лейтенант управления «К» СЭБ Артур Власов, на полгода меньше придется отсидеть бывшему помощнику следователя следственного управления Следственного комитета РФ на транспорте Дмитрию Казанцеву. Капитан управления «А» («Альфа») ЦСН Роман Оболенский, а также его сослуживцы — капитан Владимир Урусов и прапорщик Хетаг Маргиев — были осуждены на 9 лет и 8,6 лет лишения свободы. Майор Александр Карелин из управления «К» службы экономической безопасности ФСБ, сотрудник управления «В» («Вымпел») Центра специального назначения ФСБ капитан Дмитрий Капышкин и сотрудник ФНС Дмитрий Чиквин проведут в «местах не столь отдаленных» по восемь лет. По приговору суда все будут отбывать сроки в колонии строгого режима. При этом в качестве дополнительного наказания суд назначил Чиквину и Казанцеву штрафы в 300 тысяч и 400 тысяч рублей соответственно. После оглашения приговора находившиеся под домашним арестом Маргиев, Капышкин, Карелин и Чиквин были взяты под стражу.
Также судья Алексей Дерепко частично удовлетворил иск потерпевшего Юмаранова и взыскал в его пользу с подсудимых 81,5 млн рублей, приняв во внимание, что часть денег была обнаружена в ходе обыска у фигурантов и возвращена.
Адвокаты подсудимых заявили, что не согласны с приговором и намерены подать апелляцию. Так, адвокат Капышкина Михаил Курнышев заявил Business FM, что считает приговор суда чрезмерно суровым и рассчитывает, что вышестоящий суд назначит его подзащитному наказание ниже низшего предела или условный срок. А защитница Владимира Урусова Ирина Добросельская посчитала приговор несправедливым, назвав «особо вопиющим» тот факт, что подсудимых лишили воинских званий. «Мой подзащитный не был одет в форменное обмундирование, он никому не показывал никаких удостоверений, а суд счел, что это установлено, и поэтому лишил его воинского звания», — сказала адвокат. Она считает, что многое в приговоре «надуманно». В свою очередь представитель потерпевшего адвокат Роман Булысов заявил, что удовлетворен исходом дела.
Что же касается автора аферы, то Борис Караматов до сих пор числится в бегах вместе с еще одним подельником — Николаем Стефу. Караматова помимо разбоя также обвиняют в хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК) коммерческой недвижимости на сумму свыше 1 млрд долларов у убитого в 2014 году основателя торговых сетей «Партия» и «Домино» Александра Минеева.