«Никто не берет бедного Пушкина!» – с преувеличенной экспрессией всплеснула руками продавщица на блошином рынке. – Возьмите на подарок.
Поэт со скрещенными на груди руками смотрел сдержанно-напряженным взглядом с полотна на сутолоку вокруг. В 8 часов утра рынок активно суетится, пока остальной Владикавказ отсыпается после рабочей недели.
На белых клеенках, мешках из-под муки разложены новые и ношеные свитера, брюки, вязаные шарфики с табличкой «Всё по 30 р». На слабом ветру развеваются шифоновые платья. Продавцы потихоньку пополняют ассортимент летними вещами. Детской одежды ничуть не меньше: куртки, джинсы с диснеевским Микки Маусом, ботиночки с потертыми носками. Из игрушек: куклы Барби – для девочек; фигурка Фантомаса, солдатики – для мальчиков. Там же – детские боксерские перчатки за 100 рублей.
Каждые выходные на барахолку стекаются люди со всех концов города. Стала заглядывать и молодежь: та ее часть, что поддерживает тренд на осознанное потребление, экологичность. Подростки засматриваются чаще на винтажные украшения. Мода на вторичный рынок одежды после пандемии проявилась еще отчетливее.
Рынок растянулся далеко вверх и в стороны, он охватывает сразу несколько улиц. Такие разветвления поначалу сбивают с толку туристов. В толпе распознать их нетрудно: взгляд открытый, в глазах – почти детское любопытство. С рюкзаками (или сумками - шопперами) они «охотятся» за интересными мелочами и колоритными сувенирами. Заинтересовать их могут монеты, фарфоровые статуэтки в осетинских костюмах, а также виниловые пластинки. Рядом с редкой классикой соседствуют «золотые хиты российской эстрады»: компакт-диски с песнями Газманова, Малинина, Билана. Стопкой сложены DVD-диски с отечественными фильмами («Служебный роман») и зарубежными («Мумия», «Унесенные ветром»). Для любителей караоке – «100 лучших застольных песен». Из познавательного: «Легенды и реальность Шаолинь» или лекции о смысле брака и семьи. Реже встречаются аудиокассеты. Магнитофона на рынке не нашлось.
На одной клеенке встречаются самые разные вещи: пуговицы, старые телефоны-раскладушки, кувшины, пельменницы и оленьи рога.
Помимо разного антиквариата, можно отыскать на вид почти музейный экспонат: пишущую машинку. За нее просят 7 тысяч рублей. Печатный аппарат в рабочем состоянии, говорит владелец.
Под белым зонтиком прячется от солнца немолодая женщина. Спереди, в метре от нее, разложены книги, коробка со старыми поздравительными открытками на 8 марта. Сосед слева продает удочки. Напротив предлагают молотки по 100 рублей. Некоторым повезло больше, они торгуют в прохладной тени. У этого есть свои недостатки: иногда там паркуют машины и загораживают тем самым вид.
– Какой наглый. Говорю ему: «Убери машину, меня не видно!», – в отчаянии произносит возмущенная продавщица.
– Ну ладно… Тише, не ругайся. Главное, чтобы проход был! – отвечает ей другая.
За углом женский голос причитает: «Что за день, только одну вещь продала». Шел 10 час. Начищенные до блеска большие кастрюли, сковородки сверкали. Под каждой крышкой – картонка с ценником. Рядом торгуют тарелками с золотой каймой. Некоторые продают посуду из-за нехватки места в квартире. Одна из женщин выставила не только тарелки, но и свою книжную библиотеку.
«Собираюсь переезжать из трехкомнатной. Продаю и книги, и часть посуды. Как-то же нужно уместиться в «однушке», – с улыбкой сожаления признается она.
Стоявшая рядом продавщица кивнула головой в знак понимания. Во время переезда она поступила так же.
На рынке представлено много художественной (и не только художественной) литературы. Почитать на досуге предлагают такие романы, как: «Анжелика и любовь», «Богатые тоже плачут», «Над бездной» Барбары Делински. Автомобилистам отводятся брошюры: «Лиха беда начало! Основы успешного общения с инспектором ДПС» и «Штрафы за нарушения ПДД» за 2012 год. Среди новинок нашлись только «Современные интернет - технологии» (книгу выпустили в прошлом году). Прочитать об экзотических узамбарских фиалках могут садоводы.
Говоря о последних, весной городские садоводы приезжают на базар за семенами и саженцами. Помимо уличных растений, продавцы стали выносить и комнатные: спатифиллум, алоэ, орхидею, фиалки. Женщина поманила рукой - указывает на молодое деревце с листьями серо-зеленого цвета.
«Вот, посмотрите, это фикус Бенджамина!» – элегантным движением она повернула горшок, чтобы любопытные взгляды рассмотрели тропическое растение со всех сторон.
Для сада здесь приобретают магнолию, тутовник, крыжовник, мушмулу. В числе экзотических – киви. По словам садовода, уход за ним несложный. Дерево будет плодоносить, если высадить рядом и мужской, и женский кусты.
В это время между покупателями ловко лавирует женщина с полупустой тележкой. Громко предлагает хинкали.
Стало труднее искать препараты для борьбы с сорняками. Стоимость самых популярных гербицидов на фоне санкций взлетела чуть ли не втрое. Садоводы лишь разводят руками. Приобретать их не рискуют, в том числе и некоторые садоводческие магазины. В качестве дешевой альтернативы продавец на рынке предлагает народное средство на основе уксуса и соли.
Чем ближе к центру базара, тем сложнее протолкнуться. На всей территории оказалось всего одно пустое место. Там был установлен стол с фотографией. Люди подходили и через секунду менялись в лице. На столе – вода и конфеты. Две женщины задержались у снимка чуть дольше остальных. Лицо показалось им знакомым. Одна достала платок.
«Я только на прошлой неделе покупала у нее вещи. Очень жаль!», – к концу фразы голос ее задрожал.
Блошиный рынок работает десятилетиями. Своих постоянных покупателей торговцы знают в лицо. Приходят сюда не только за вещами, но за историями и воспоминаниями.