разное / 3 июня 2022, 14:3503.06.2022, 14:35
1713303319

Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский: Телеком-услуги останутся доступными для широкого круга пользователей

Импортозамещение телеком-оборудования стало серьезным вызовом для операторов связи после ухода из России крупнейших мировых производителей. Как изменившаяся структура рынка повлияла на отрасль и скажутся ли эти процессы на стоимости услуг для обычных пользователей — об этом в интервью «РГ» рассказал член экспертного совета при правительстве, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».

Свернули работу крупнейшие поставщики телеком-оборудования: Cisco, Nokia, Ericsson. С китайцами не легче. Складывается ощущение, что телеком-отрасль самая импортозависимая. Насколько это справедливо?

Михаил Осеевский:   Телеком точно не единственная отрасль, которая активно использовала импортную продукцию: можно вспомнить и автомобилестроение, и фармацевтику, и другие направления. Исторически российская интернет-инфраструктура создавалась уже в новое время, первые шаги были в 1990-е, и в основном базировалась на импортном оборудовании. На начальном этапе довольно активно использовали продукцию компаний из США. В первую очередь я говорю об оборудовании для ядра сети. Потом стали появляться европейцы — Nokia и Ericsson. А последние несколько лет мы осознанно добавляли и увеличивали долю китайских производителей, заменяя американское оборудование (понимая, что оно несет основные риски) на их продукцию.

Есть ли российские компании на этом рынке?

Михаил Осеевский:   Благодаря системной работе правительства мы существенно продвинулись с импортозамещением в нашей отрасли. Без господдержки это бы не получилось — чистая конкуренция с мировыми грандами практически невозможна, поскольку они могут двигаться по ценам, как им угодно, в том числе в убыток себе иногда. Напомню, что все государственные проекты развития телеком-инфраструктуры, в том числе в рамках нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации», реализовывались с приоритетом для отечественного оборудования.

За последние годы выросло несколько сильных и интересных российских предприятий, оборудование которых активно используется в развитии и строительстве сети. Это Т8, которая производит оборудование спектрального уплотнения. Это Eltex, которая делает маршрутизаторы и коммутаторы. НПЦ ЭЛВИС, которая занимается созданием процессоров, в том числе для телекоммуникационного оборудования. И все это примеры реальной технической продукции, которая уже работает в высоконагруженной инфраструктуре. Такие примеры дают уверенность, что в ближайшее время мы сможем в развитии сетей перейти на российскую базу. Как, например, мы перешли на использование исключительно российских волоконно-оптических кабелей. В России много профильных заводов. Хорошее оптическое волокно, которое является сердцевиной самого кабеля, делают в Саранске. В этой части уже давно произошло импортозамещение.

Импортное оборудование больше в Россию не приедет?

Михаил Осеевский:   Фуры с базовыми станциями Ericsson были остановлены прямо на границе — они уже были в таможенной зоне на стороне Финляндии. Это произошло из-за отзыва экспортных лицензий. Что касается разбирательства в отношении компании Nokia — партнер не выходил на связь, затягивал с ответами на обращения от Tele2, поэтому мы решили в судебном порядке прояснить вопросы по исполнению контрактов (иск от имени Tele2 к Nokia на 478 млн руб. был подан в Московский арбитражный суд в начале мая. — Прим. ред.).

А что китайские производители?

Михаил Осеевский:   Конечно, для вендоров очень важным партнером являются китайские производители комплектующих и компонентов. Но поставщики есть и в других странах Юго-Восточной Азии, которые за последние 20 лет прошли большой путь. Сегодня мы ищем новых партнеров в этом регионе мира. У нас есть собственный центр R&D, где мы тестируем телеком-оборудование, от домашних роутеров до базовых станций. В мире кроме крупных раскрученных вендоров есть производители второго и третьего уровня. Они не так известны и в России практически не использовались, но много где в мире работают. Например, в Латинской Америке, в Африке. Поэтому свято место пусто не бывает.

Михаил Осеевский: Телеком-услуги в любых условиях были и останутся доступными для самого широкого круга пользователей.  Фото: Сергей Куксин

Стопроцентное импортозамещение — цель благородная, но на практике очень труднодостижимая, потому что цена вопроса может зашкаливать. Нужен умный и гибкий подход к импортозамещению, сочетающий разные инструменты и подходы.

Серьезный вопрос с обслуживанием существующего парка техники. Ваш коллега — президент МТС Вячеслав Николаев — не так давно рассказывал, что они закупили ремкомплектов и запчастей примерно на год работы.

Михаил Осеевский:   Мы много инвестировали в обновление сетевого оборудования в последние годы. На развитие сети за последние годы «Ростелеком» направил около 100 млрд рублей. Поэтому наш горизонт устойчивости точно не менее трех лет. Кроме того, пытливые российские инженеры уже научились ремонтировать западное оборудование. Причем на хорошем уровне — это делается не кустарно, а в хорошо оборудованных лабораториях. Поэтому даже в среднесрочной перспективе серьезных рисков не видим. Продолжим постепенно переходить на российское оборудование, но это потребует времени.

Что с облачными продуктами?

Михаил Осеевский:   Как только были введены санкции, мы отключились от техподдержки всех международных компаний, с тем чтобы снизить риски несанкционированного доступа. Поэтому сегодня технических и технологических рисков нет.

Грозит ли пользователям падение скоростей?

Михаил Осеевский:   Я бы сказал, что опасения преувеличены. Конечно используемый тем или иным поколением мобильной связи частотный диапазон имеет физические ограничения по объему пропускаемого интернет-трафика. Появление в мире более мощных сетей 5G в том числе было обусловлено и этим. Однако рост трафика в последние месяцы замедлился, в том числе из-за ряда ограничений и блокировок. Поэтому угроз появления узких мест из-за увеличения нагрузки на сети пока не видно. Сейчас и для нас, и для наших коллег по цеху более актуальной, а главное — выполнимой в текущих условиях задачей является дальнейшее развитие и наращивание мощностей сетей 4G. Да, 5G обладает большим потенциалом — это совершенно новые уровни скорости и низкий пинг, но революции с точки зрения продуктов и сервисов пока не произошло. Мы внимательно изучаем мировой опыт, тестируем вместе с партнерами возможности и решения на базе 5G в опытных зонах, целенаправленно готовимся к их внедрению в России. Но для начала надо наладить серийный выпуск российского оборудования и программного обеспечения для сетей 5G, а также найти оптимальное решение по радиочастотному ресурсу.

Мы наблюдали весь последний год баталии вокруг производства и тестов отечественного оборудования. В конце года «большая четверка» операторов написала письмо на главу Минцифры Максута Шадаева, в котором выражалась серьезная обеспокоенность темпами его разработки и выпуска. Его подписали и вы. Что сегодня? Отечественное оборудование существует?

Михаил Осеевский:   Отечественных базовых станций для сетей 5G, как законченных решений, нет. Такие работы проводятся в «Ростехе» и ряде других компаний, но, к сожалению, сейчас это скорее прототипы, которые пока не готовы к коммерческой эксплуатации. Ранее потенциал этого направления производителями не был оценен, туда не инвестировали. Сейчас значимость этой задачи существенно выросла. Не исключаю, что «Ростелеком» войдет в эту историю с нашими партнерами, чтобы объединенными усилиями ускорить решение задачи.

Кроме радиооборудования есть еще и серверное «железо», и системы хранения данных (СХД). Как с этим обстоит дело?

Михаил Осеевский:   Рыночный спрос на услуги дата-центров рванул просто в космос. Для тех, кто на этом рынке работает, появилась хорошая возможность продвинуться вперед. У нас был неплохой задел сделан по серверам за последнее время, но явно недостаточный для того, чтобы обеспечить растущий спрос. С точки зрения импортозамещения здесь ситуация также продвинулась вперед. По крайней мере, есть две российские компании — «ИКС Холдинг» и «Аквариус», — которые выпускают вполне себе качественное оборудование. Благодаря поддержке правительства они получили льготные финансовые ресурсы, закупили комплектующие. И на этот год мы видим, что они в состоянии обеспечить потребности рынка.Хорошее оптоволокно делают в Саранске. В этой части уже прошло импортозамещение

Серьезным ударом для компаний с IT-инфраструктурой стал уход SAP и Oracle. ERP-системы, базы данных — это огромный объем задач высокой сложности.

Михаил Осеевский:   У нас есть программа по импортозамещению ПО с четкими показателями, которых мы должны достичь. В последние годы заморозили расширение использования таких сервисов, как SAP и Oracle, последовательно внедряя альтернативные варианты. Работаем над системными решениями по облачным технологиям, есть серьезная программа по биллингу, поскольку для телекома это является основой бизнес-процессов.

Важно, что для импортозамещения «тяжелого» ПО удалось объединить усилия системообразующих российских компаний из разных отраслей. Поскольку задачи, которые мы решаем, схожи: большие компании, десятки тысяч сотрудников, высокая потребность в высокопроизводительных IT-системах для производственных и бизнес-процессов. Создана ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения, в которую кроме «Ростелекома» входят «Росатом», РЖД, «Транснефть», «Роскосмос». Объединение позволит сообща решать вопросы импортозамещения ПО, сэкономив силы и средства. Ассоциация активно взаимодействует с минцифры, минпромторгом, АНО «Цифровая экономика». Поэтому в целом мы здесь чувствуем себя абсолютно уверенно, понимаем, куда будем двигаться.

Проблемы защищенности критической инфраструктуры (КИИ) в последнее время активно обсуждаются. Анализировали ли вы то, что происходило в последние два месяца, весь тот вал атак?

Михаил Осеевский:   Инфраструктура и сети нашей компании являются в значительной степени ядром критической информационной инфраструктуры. От того, насколько надежно работает цифровая инфраструктура, зависит очень многое в жизни и страны, и экономики, и населения. С конца февраля Россия столкнулась с беспрецедентным количеством кибератак, хорошо подготовленных и организованных. Не все компании оказались к этому готовы. Поэтому были и прекращения деятельности, и сайты переставали работать, и были более серьезные проникновения. Но сейчас эта задача на радарах у всех руководителей, все поняли масштаб и разрушительный потенциал атак. Те поручения, которые дал президент, и соответствующий указ как раз подтверждают понимание государства важности расширения работы по обеспечению надежной работы КИИ. Мы находимся в тесном взаимодействии с банками, крупнейшими корпорациями по вопросам информационной безопасности. В целом, спровоцировать системные нарушения в работе цифровой инфраструктуры страны извне не получилось и не получится.

Как обстоит дело с национальными целями по подключению малых населенных пунктов к мобильной связи и интернету?

Михаил Осеевский:   Первоначальный план 2022 года предусматривал подключение приблизительно двух тысяч малых населенных пунктов (с населением от 100 до 500 человек). Мы успели получить около одной тысячи базовых станций. И те фуры, которые были остановлены на границе, в том числе везли оборудование под эти задачи. Мы сейчас обсуждаем с минцифры, каким образом можно заместить технику, чтобы продолжить реализацию проекта устранения цифрового неравенства. Конечно, это один из важнейших проектов и для министерства цифрового развития, и для нас, и для людей. Надеюсь, что решение найдем и в дальнейшем наверстаем отставание текущего года. А в будущем, возможно, даже ускорим реализацию. Людям на селе очень нужна качественная связь, мы видим, как они ее ждут.

Есть ли на рынке предпосылки к росту цен на мобильную и фиксированную связь? Скажутся ли нынешние события на доступности этих услуг?

Михаил Осеевский:   Задачи по импортозамещению сильного влияния на тарифы оказывать не будут. Конечно, в экономике все взаимосвязано. Когда растут цены у наших поставщиков и увеличиваются процентные ставки в банках, то это напрямую отражается на себестоимости услуг. Поэтому следом за изменением экономических условий тарифы будут плавно корректироваться. Телеком-услуги в любых условиях были и останутся доступными для самого широкого круга пользователей.

Пресс-служба ПАО «Ростелеком»
рекомендуем
 
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
16/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
15/04
14/04
14/04
13/04