Проблема нехватки педагогических кадров в Северной Осетии стоит остро не первый год. Главным образом она коснулась малокомплектных и сельских школ. "Основа" выясняла, как горные учебные заведения республики справляются с нехваткой кадров и что могут предложить молодым учителям.
И жнец, и грец, и на физре игрец
Залина Костанова работает учителем биологии 31 год и преподает сразу в нескольких учебных заведениях горной части республики. По ее словам, нехватка кадров не должна отражаться на детях. Даже в самых отдаленных селах они должны получать достойное образование. Хотя быть учителем никогда не стремилась. Еще с детства мечтала о карьере врача, однако жизненные обстоятельства заставили девушку сменить ориентиры.
«После школы поступила в СОГУ на биофак. Я специализировалась на физиологии, а это уже без пяти минут терапевт. Думала переквалифицироваться после учебы, но мама тяжело заболела, и с медициной уже не сложилось», - рассказывает Залина.
Юный педагог из шахтерского поселка Мизур отправилась работать в другой конец республики. После окончания вуза ее приняли в среднюю школу Стур-Дигоры. Трудилась Залина в одном селе недолго: по дороге во Владикавказ с обрыва сорвались ее друзья – тоже молодые учителя. Опустевшее место в средней школе Дзинаги пришлось занять Костановой.
«После смерти друзей я очень хотела уехать. Но в этом случае Стур-Дигора и Дзинага остались бы без химиков и биологов. Меня уговорили задержаться на время, пока не найдут учителя, но в итоге так и осталась преподавать в двух школах», - вспоминает учительница.
Из-за нехватки учительских кадров Костановой приходилось дополнительно работать и в высокогорном Махческе. Если в юности она ходила из одного населенного пункта в другой пешком, то сейчас такие пешие прогулки в тягость. Выручают Залину директора школ или местные жители. Иной раз подвозят.
Костанова уверена, что без поддержи руководства школ работать в горах было бы уже невозможно. Так, проблемы с передвижением из одного села в другое и небольшое количество часов компенсируют надбавками к зарплате. Раньше же в малокомплектных школах существовала практика подушевой оплаты, что сильно ограничивало учителей в средствах.
«Если бы у нас не было этих добавок, мы получали бы просто мизер, так как ни у кого ставок-то нет. Сейчас стараются как-то поддерживать учителей, как в советское время, когда я только начинала», - говорит Костанова.
Приманка
Отсутствие педагогов вынуждает директоров малокомплектных школ нагружать штатных учителей другими предметами. Например, Костанова преподает в Мацуте и Одола сразу несколько предметов. Помимо биологии, ей приходится вести химию, ОБЖ и даже физкультуру.
«Если бы кто-нибудь приехал вести мои предметы, с радостью уступила бы им и поделилась опытом. Я подустала, возраст у меня уже не тот», - делится Залина.
Проблема с кадрами остро стоит и в фиагдонской школе. По словам директора Виктории Басаевой, педагогов надо завлекать, иначе работать в горных школах будет просто некому. Так, в Фиагдоне 30% учителей – выпускники этой же школы. Четвертая часть коллектива состоит уже из учителей приезжающих. Для них стараются создавать особые условия. Так, учителя информатики школа подвозит сама, так как из Алагира нет прямого рейса. Еще нескольким педагогам, которые приезжали из Владикавказа, предоставляют квартиру в Фиагдоне. Кроме того, приезжим учителям «за особые условия труда» немного добавляют к стимулирующей части.
«Проблема кадров очень большая и в городе, а представьте ее масштабы в горных районах. Если бы не учителя, готовые приезжать в отдаленные села, невозможно было бы работать. Это, конечно, подспорье, и мы идем им на встречу», - делится Басаева.
Горный мир детей
Грета Григорян одна из таких педагогов. Девушка в профессии уже второй год. Преподавать физику и математику в Фиагдоне она начала на 5-м курсе университета. Григорян признается, что поначалу рассматривала учительство как временную работу, так как ее планы были связаны только с наукой. Попробовать себя в роли учителя Грету уговорила ее преподаватель.
"Когда я узнала, что работать придется в Фиагдоне, конечно же, испугалась. Но моя преподавательница убедила меня в том, что все будет хорошо. Она всегда учила нас ничего не бояться и верить в себя. Это вдохновило меня и помогло принять решение", - вспоминает Григорян.
Смелый шаг девушки сначала не одобрили родители - из-за отдаленности школы. Однако Грете удалось их уговорить.
"Я сказала, что такая работа будет хорошим стартом для меня. Они приняли мой выбор, но мама до сих беспокоится и постоянно звонит", - говорит молодая учительница.
Первое время Грете приходилось ездить на занятия из Владикавказа в Фиагдон ежедневно, так как ни своего жилья, ни родственников у девушки в селе нет. Позже школа выделила ей квартиру, где она проживает с другой молодой учительницей. По ее словам, такие условия необходимы для того, чтобы педагоги стремились в школы.
Между тем, следовать ее примеру друзья и однокурсники не спешат. По мнению Григорян, их отпугивает общение с детьми и объемная работа с бумагами. Еще одна причина - в отсутствии наставников на начальном этапе работы. По словам Греты, молодым учителям часто не хватает поддержки и советов.
"Очень сложно бывает начинать и во всем разбираться самой. Если бы в первое время к начинающим педагогам приставляли наставников, то старт был бы более легким. Например, на моих уроках периодически сидит директор школы для оказания методической помощи. Я люблю критику, всегда полезно узнать взгляд со стороны", - уверена Григорян.
От городской жизни Грета отвыкла легко. Учительница утверждает, что жизнь в горном поселке пришлась ей по вкусу и теперь Владикавказ ей кажется слишком многолюдным и шумным. Хотя с этого учебного года взяла часы и в одной из старейших городских школ, 11-й. В городе и ученики совсем другие.
"Когда видишь много людей, ощущения уже другие, непривычные. Во Владикавказе я чувствую себя настоящим аскетом, который отказался от благ городской жизни. И я не жалею, что согласилась на эту работу. Мне очень нравится мир детей".