Свидетельства очевидицы землетрясения из Владикавказа.
О трагедии в Турции рассказала уроженка Северной Осетии, проживающая в эпицентре землетрясения, городе Антакья, Александра Салбиева.
Александре 29 лет, живет в городе Антакья провинции Хатай. Три года назад она вышла замуж за гражданина Турции и переехала сюда из Владикавказа.
"Мой муж Доган Учуджу родился и вырос в городе Антакья, который является эпицентром катастрофы в данный отрезок времени. До трагедии это был очень красивый город, внешне во многом похожий на Владикавказ. Население составляло примерно 300 000 человек", — рассказала Александра.
Этот город имеет великую историю, раньше он назывался Антиохией, пояснила девушка. Антакья имеет историческое значение для христианства, будучи местом, где последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами. По сей день здесь находится старейшая христианская церковь Святого Петра, добавила Александра.
"Считалось, что турецкая кухня здесь лучшая. Практически в каждом доме имелся «фырын» — печь для выпекания лаваша и хлеба".
Рассказ девушки о культурном значении города прервался, и она начала описывать то, с чем современной Антакье пришлось столкнуться в последние дни.
По словам собеседницы, 6 февраля в 4.17 практически весь город был разрушен в считанные минуты.
"Все происходило настолько быстро, что вспомнить и изложить события последовательно очень сложно. Город восстановлению не подлежит. Здесь разрушен каждый дом. Люди под завалами находятся уже четвертый день. Они ждут помощи, они без воды и еды. Нет электричества. Число погибших растет каждый день".
Как отметила Салбиева, когда случилось землетрясение, в первое время люди искали родных, чтобы сгруппироваться и помочь друг другу. Родня ее супруга укрылась в теплице для выращивания овощей. При этом подземные толчки продолжаются до настоящего времени, и укрываться в разрушенных домах, или в том, что от них осталось, по-прежнему опасно.
"Первое, что мы сделали — устроили спальные места. Матрасы, одеяла и подушки нашли в разрушенных домах. В теплице находятся пятеро детей, самому маленькому ребенку — год и три месяца. Обогреваемся мы костром. Из еды у нас есть макароны, булгур и лепешки. Еду тоже готовим на костре, пока светло. Ночью температура опускается до –5. Такой холод нехарактерен для местного климата, поэтому у многих начинаются панические атаки от страха замерзнуть", — пояснила Александра.
Возможность укрыться в теплице, как это сделали они с родными, есть не у всех, добавила девушка, поэтому многие пострадавшие от землетрясения продолжают оставаться на улице.
На вопрос, почему люди не уезжают оттуда, собеседница ответила, что уехать нельзя: для этого нет бензина. Большинство заправок выведено из строя, топливо не поступает в нужном количестве, и его не хватает для того, чтобы эвакуировать людей. При этом единственным транспортным средством остаются автомобили, так как взлетная полоса аэропорта в городе Хатай разрушена.
О гуманитарной помощи
Она поступает в очень ограниченных количествах, и ее не хватает на всех пострадавших, сообщила Салбиева. Кроме того, в регионе есть проблемы со связью. Многие не могут зарядить телефоны из-за отсутствия электричества, поэтому они не знают, где можно получить гуманитарную помощь.
Девушка рассказала, что 8 февраля ее супругу передали бензин из Анкары, и им удалось выехать в ближайший безопасный город Мерсин, а оттуда в Коджаели. Дорога заняла очень много времени, так как выпал снег, а машины при этом — на летней резине. Из-за этого на дорогах образовались многокилометровые пробки.
"Мы эвакуировали часть нашей семьи — свекровь, тетю, и еще несколько человек, на которых хватило мест в машине. По дороге появилась связь и возможность зарядить телефон. Воспользовавшись этим, я опубликовала пост в соцсети, попросив помощи у своих друзей и знакомых. Многие переживали и волновались, предлагали помощь, но, признаюсь, я не ожидала встретить такую отзывчивость и готовность помочь", — рассказала девушка.
Александра добавила, что они с родственниками составили список тех, кто крайне нуждается в помощи, и связались, с кем смогли. На их счет стали поступать средства, на которые они закупили обогреватели, палатки, фонарики, батарейки, термосы, бензин, средства гигиены, а также теплую одежду, одеяла, подушки, матрасы. Купили также продукты — муку, картошку, рис, булгур, лук, масло, лаваш, маслины, сыр, питьевую воду, детское питание. Из медицинских препаратов — жаропонижающее и обезболивающее. Все это супруг Александры и его брат на двух машинах отвезли в Антакью.
По словам Александры, за сутки после публикации поста в соцсети она познакомилась с огромным количеством отзывчивых людей.
"Мне помогают все мои родные и близкие, проживающие на территории России и за ее пределами. Большое содействие оказывает осетинская диаспора в Стамбуле во главе с организатором помощи Дзерассой Таболовой, кабардинская и абхазская диаспоры, осетинская диаспора в Санкт-Петербурге «Ирон агъдауы къорд», подключается также большая часть русскоязычного населения Турции. Спасибо огромное всем этим людям", — добавила Салбиева.