Известный в республике шоумен и руководитель «U.Мice.Events» Евгений Абаев – о туристических предпочтениях и преимуществах региона.
- Принято считать, что отправной точкой бурного развития туризма в современной Северной Осетии стали события со знаком минус: сначала два года пандемии, потом СВО. В условиях, когда выездной туризм сведен к минимуму, открылись перспективы для внутреннего. Правильно ли в нашей республике воспользовались историческим моментом?
- Абсолютно правильно. Но эта история началась не в 2020-м, предпосылки возникли немногим ранее. Этой темой мы занялись еще в 2017 году, и когда в первый год пандемии случился туристический бум, были к этому подготовлены. У нас были наработаны программы, гиды, маршруты, транспорт, другие рабочие связи. Мы были в состоянии оперативно принимать людей. И, конечно, правильно было воспользоваться этим моментом, поскольку туризм для Осетии – это первая ступень к экономическому благополучию республики. В туризм пошли работать люди. Массовость, конечно, приобретает смешные формы: человек, который никогда ничем не занимался, вздумал пойти в гиды, как будто это легко. Тут ведь нужно, чтобы сложились харизма, приятная и четкая речь, наличие хотя бы базовых исторических знаний. Гидами стали все, кто имел ноги и язык, турагентами стали все, кто имел машину, способную передвигаться по грунтовке.
Вместе с тем должен признать, что это хорошая база для будущего серьезного туристического бизнеса. А под ним я подразумеваю "Мамисон", который нам крайне необходим. Потому что зимой нам пока совершенно нечего предложить. Цей никак не тянет зимний сезон: ни по инфраструктуре, ни по горнолыжным трассам.
Почему у нас острая нехватка крупных гостиниц? Они здесь обязательно появятся, когда на них будет круглогодичный спрос. Пока же в холодные месяцы года отельеры не достигают порога окупаемости. Хотя гости у нас бывают и зимой, и ранней весной, но это не необходимый для рентабельности объём.
- Туризм в Северной Осетии прекрасно был развит в советский период, еще с 60-х годов. Прекрасно помню то обилие автобусов «Турист», которые колесили по дорогам республики. Углублялись ли вы в ту историю? Что-нибудь оттуда можем почерпнуть?
- Это была государственная задача. Иной раз стоишь перед каким-нибудь зданием (тем же санаторием или его остатками) и думаешь, как же в Союзе такие здания росли, будто грибы после дождя. Тогда систему в рамках плановой экономики выстраивало государство, через профильные министерства. Шла централизованная работа, вложения государства и, естественно, просчитанные расходы и доходы в общем котле. Сейчас совсем другая история – бизнес-история. Все быстро, но достаточно дико развивается. Но это и хорошо, что дико, потому что оно должно научиться давать качественный сервис само. В отличие от социализма, капитализм строить не надо, он строится сам – главное не мешать, а только умеренно регулировать. Вот как с гидами появился спрос: они возникли ниоткуда. Вы знали, что у нас столько гидов? Но возникла необходимость в них, и всем стало интересно водить и возить туристов.
- За последние 10-15 лет какой только туризм мы не пытались развивать: и этно-туризм, и агро-туризм, в последние годы о гастротуризме вовсю говорим. В итоге на каком направлении нам делать ставку?
- В Осетии как тур не назови, он все равно будет гастро, потому что вкусно, но об этом отдельно скажу. А вообще раньше у нас было слишком много «дешевых» туристов (никого тут не хочу оскорбить, это скорее профессиональный термин) из КМВ, например. Кроме того, что они портят дороги и атмосферу (не сами, а их транспорт), пользы они никакой не принесли. Ну, может, в одном ресторане поедят бюджетно и какой-нибудь сувенир купят. Вот все их расходы. Для такой категории «быстрого» туриста стоило бы ввести туристический сбор, чтобы республике получать хоть какие-то дивиденды от этого потока. А так, операторы из КМВ туры продали по пансионатам, туристов быстренько прокатили, посмотрите налево, посмотрите направо, сели-поели, встали-пошли – ничего понять и прочувствовать гости не успевают, у них не создается нужного нам банка впечатлений.
Сейчас видим новый сегмент: федеральные туроператоры собирают группы и присылают их своим североосетинским партнерам. Это средний класс, более качественный турист, который и вреда особо не наносит (во всяком случае компенсирует его своими расходами), и, самое главное, увозит отсюда правильные впечатления, которые запускают сарафанное радио и генерируют новые потоки желающих приехать.
Но наша компания выбирает другую категорию – корпоративного туриста. Деловой, или MICE туризм для нас приоритетное направление. Визит корпоративной группы – это масштабное, многоуровневое мероприятие, которое включает в себя официальную (или смысловую) часть, когда люди общаются и решают какую-либо рабочую задачу. Все это надо подготовить административно, технически и визуально. Провести форум, выставку или стратегическую сессию. Это большая и интересная работа для целой команды - деталей масса. Далее познавательно-культурная часть, когда мы показываем и рассказываем о себе, о том, какой мы народ, чем гордимся и чем живем сегодня. И это при правильной подаче всегда интересно нашим гостям, запоминается ими, создаёт уважительное отношение к Осетии, стирает неприятные стереотипы восприятия кавказцев. Мы им готовим сложные квесты, тимбилдинги с глубокой проработкой проблем и задач корпорации, релакс-стопы и прочие полезные для коллективов вещи. До 100 человек привлекаем к работе в один проект. А затем наша природа, наша история, наши (простите мне за газетный шаблон) открытые сердца делают свое дело: гости расслабляются, с них спадает присущий им по их высоким должностям пафос, и вспоминают, что они такие же люди, что жизнь — это не только карьера, что мир прекрасен и разнообразен. И бывают очень благодарны нам за эти ощущения. А в этом миксе удовольствий удивительным образом хорошо усваиваются и рабочие задачи, которые ставит заказчик. В общем, все довольны. Такие деловые туристы - гости самого высокого качества, от которых туристический бизнес получает наилучший экономический эффект.
- Что интересно в Осетии корпоративному туристу? И возвращается ли он за добавкой?
- Есть такое. Не раз случалось так, что туристы из одной корпоративной группы брали у нас контакты, а затем уже сами возвращались к нам. Это искушенный турист, посетивший Европу, Мальдивы. Все европы повидали, всех лобстеров попробовали; теперь надо посмотреть, а что в самой России есть. Чаще всего они сюда попадают не по собственному желанию, а по воле корпорации. Корпорация выбирает место, тем более что у нас есть, чем удивить, есть, что попробовать, и все это очень вкусно. Я много езжу по стране, недавно был в Татарстане, и не скажу, что там или где-либо еще в России кухня мне чем-то запомнилась. А у нас есть супербренд осетинские пироги, и здесь их готовят гораздо вкуснее, чем в Москве – попробовать их отдельно едут. Это фантастическая история! Да и вообще все, что мы едим, это вкусно.
Далее – они видят людей. Стереотип «Кавказ опасен» пока живет, не так давно все же были чеченские войны, теракты. Сами гости говорят, что у нас они чувствуют себя комфортнее, наши люди более лояльные, мы хорошо помним свою историю, но при этом не вкатываемся в папахи и бурки. Еще бы свои памятники древности поддерживать в надлежащем виде...
- А пока к нам едет бюджетный турист?
- Его значительно больше и видно на проспекте. А обеспеченного туриста не так видно: его всюду возят, опекают, обхаживают. Кстати, после событий в Дагестане турпоток в республику упал, и только в первой декаде августа начал восстанавливаться. Вспомните, какое обилие групп было до этого на проспекте. Люди все же испугались. Кавказ в понимании российского обывателя – это одна точка, и он не сильно разграничивает Северную Осетию и Дагестан. Если стреляют в Махачкале, то значит, неспокойно на всем Кавказе.
- Вкусовые ощущения назвали фантастикой. Получается, гастротуризм должен стать одним из основных направлений развития туризма в Осетии?
- Не нравится мне это определение. Любой наш турист приезжает в том числе за кухней, а уезжает с убеждением, что Осетия – одно из самых вкусных мест на земле. И это действительно так. В любом закоулочке у нас можно вкусно поесть. Если в какой-то забегаловке будут невкусно готовить, то она просто не выживет, потому что кругом много качественных заведений. Так что в Осетии любой туризм – гастро, причем не только с точки зрения потребления пищи, но и культурной составляющей. Их симбиоз даёт прекрасный эффект. Гостям интересно.
Поэтому и существует такой формат, как гала-ужин для групп, когда организуется концертно-застольная программа, во время которой происходит знакомство с культурой. И тут важно качество подаваемой информации. Обязательно и ведущий должен быть с хорошей правильной речью, харизмой. Нам лично говорят: ребят, у вас все отлично.
Считаю, что делить туризм на гастро, агро, этно не стоит. Всего должно быть понемногу. Ну разве что в рамках какой-то программы может быть что-то добавлено.
- Сколько времени нужно для посещения Осетии, чтобы не галопом и в то же время не было затянуто?
- Неделя. Что турист должен получить в Осетии? Увидеть природу, познакомиться с памятниками культуры, везде надо дать ему возможность посидеть, подышать, визуализировать как жила эта старая башня. Посещение не должно быть галопом: посмотрел в обе стороны, пофотографировал, и через 10 минут на другой объект. Нужно дать ему время: спокойно насладиться природой, познакомиться с кухней, изучить центральный Владикавказ и неизбежно влюбиться в него. И наконец, самое главное – он должен иметь возможность поймать в горах дзен. Это то, что я всегда продвигаю и то, что нужно нашему туристу.
Но чаще всего к нам едут на три дня. В первый день проехали три ущелья. Вечером поужинали. Потом поехали в Дигорию, а на третий день улетели обратно. Всем нравится, но очень быстро. Человеку оптимально нужно провести здесь неделю, тем более, если он с семьей. Больше 7 дней будет затянуто, потому что нам больше нечего показывать. Территориально мы ограничены. Можно, конечно, организовать пешие маршруты по местам, где только горные козлы бегают, но к такому формату далеко не каждый турист готов. Хотя ножками походить по Осетии все равно нужно, чтобы проникнуться ею, успокоить душу.
Собственно, это внутренний запрос каждого из нас, но, условно, у москвичей он гораздо выше, чем у нас с вами, поскольку им нужно разнообразить серую природную картину, которая сопровождает их на протяжении почти полугода зимнего периода. И ритм сбить – остановить маховик. Для кого-то отдых – это полежать на шезлонге, а для кого-то походить по улочкам европейских городов или горным тропам. Осетия подходит как для одних, так и для других. Можно ведь где-то в Куртатинском или Дигорском ущелье денек на травке полежать, и тебе так хорошо станет, такой порядок в голове наступит! И этот фактор всегда будет запрашивать турист, а мы это должны продвигать. Горы даже за один день выбивают из человека бешеный темп жизни, он успокаивается, приходит в порядок нервная система.
- Вы говорите, что путешествие в Осетию – это 7 дней. А в будущем с развитием отрасли сможем задерживать туриста на большие сроки?
- Для этого нужно развивать санаторную историю. Бальнеологию запущенную реанимировать и продвигать. Советская норма санаторного отдыха - 21 день – это не просто так. Читал где-то, что это просчитанное врачами время, необходимое для полноценного восстановления. Вспомните, у вас в отпуске первая неделя уходит на то, чтобы просто успокоиться. По щелчку невозможно выключиться из работы: тебе будут писать, звонить, будешь на удаленке стараться закрыть свои рабочие вопросы. Но уже начинаешь входить в режим отдыха: между звонками погулял, поспал, походил на процедуры, впервые несмело выключил телефон на время сна. А уже через неделю наступает полноценный отдых: на работе уже забыли или свыклись с твоим отсутствием, ты и сам уже отключился от рабочих моментов. И вот в этот момент и процедуры, и прогулки, и сон работают лучше всего - организм понял, что его «отдыхают» и готов активно принимать пользу.
От привычного нам 10-дневного отпуска мало пользы. Сначала устаешь ехать в отпуск, потом устаешь обустраиваться, а возвращение из отпуска добавляет физической усталости. 10 дней пролетают, а ты как будто и не отдохнул – доотдыхаешь на работе, сил не очень прибавилось.
- Кто на Кавказе наш конкурент и уместно ли говорить о внутрикавказской конкуренции?
- Конечно, уместно. Главный из них Дагестан. Хотя летние события подпортили репутацию. Дагестан выигрывает территорией, наличием моря, конечно, количеством исторических объектов и более сильной информационной политикой. Приведу в пример: мы готовили наш стенд на выставке на ВДНХ, где в одну дату проводился день Северной Осетии и день Дагестана. Вы лично видели, сколько сделали мы, а сколько наши коллеги из соседнего региона. На выходе же в вечерних теленовостях доминировал Дагестан, а нас показывали значительно меньше. Как они это сделали - не знаю.
Зимой же наши конкуренты Архыз, Приэльбрусье и Гудаури.
- Что есть у нас и чего нет у нашего главного конкурента Дагестана?
- У нас мне больше нравится качество сервиса. И гостиничного и ресторанного. Та же компактность – наше преимущество. По мне гораздо интереснее наша кухня. И пироги больше нравятся, чем чуду.
Сюда же добавим нашу лояльность и радушие. Никого не хочу обидеть, но жители нашей республики интересно могут поговорить с гостями, оставить приятное впечатление. Это для приезжих очень важный аспект. И после расставания мы остаемся друзьями с нашими заказчиками, у них не остается впечатления, будто они побывали в диком местечке, а очень наоборот.
- Ну тогда вытекающий вопрос. Мы активно боремся за звание культурной столицы юга России. Вот театральный фестиваль с карнавалом провели. Есть ли шанс зацепиться и за театрального туриста?
- Больше всего не хотелось бы сделать в результате наплыва туристов из республики подобие кавказского базара. Наоборот, всегда представляем республику как интеллектуальный центр Кавказа, что, в общем-то, так и есть. Фундамент высококультурной республики не мы сложили, он достался нам в наследство от прошлых поколений. А нам благодаря этому сегодня есть, что показать и чем гордиться.
Владикавказ смело может претендовать на это звание. Наша история, современность и, надеюсь, будущее это доказывают. Полагаю, никто из наших соседей не может претендовать на такое количество громких имен в культуре и искусстве.
У нас есть все для того, чтобы зацепиться и за приезжих театралов. Очень хорошо во Владикавказе работает филиал Мариинского театра. Качество театра измеряется кассой. Если касса полная, значит, театр хороший. Если касса плохая, то идем просить денег у властей. Сам, к примеру с удовольствием хожу на постановки любимого друга и коллеги Валерия Суанова и всегда становлюсь частью очередного аншлага. Это очень круто!
Но куда круче, что в этом театре постоянно сидит молодежь! Это прекрасно! Уверен, что ничего подобного вокруг нас нет. А у нас на спектаклях полно молодежи – сформировалось новое поколение театралов.
Далее – Вахтанговский фестиваль. Надеюсь, у Кирилла Крока (директор Театра Вахтангова – прим.ред.) еще очень долго не угаснет этот порыв. Во всяком случае пока у руля республики Сергей Меняйло, мне кажется, Кирилл Игоревич будет привозить сюда фестиваль. Я не раз видел: меняется власть и какое-то доброе начинание уходит. Например, в Беслане ранее ежегодно проводился концерт звёзд Авторадио. Сейчас гости из Авторадио в силу традиций продолжают приезжать в Беслан, но уже без концерта. А ведь как тепло бесланцы принимали Александра Маршала, «Город 312», Лещенко, Маркина, Саруханова, Клявера и многих других звезд эстрады. Нужно было всего-то ничего: купить артистам билеты, расселить их и покормить; гонорары за выступление в Беслане они не просили. Но сменилось руководство, и таких подарков бесланцы больше не получают.
Так что рассчитываю, что Крок продолжит владикавказскую фестивальную историю по программе развития вахтанговского театра. А стало быть, в будущем фестиваль можно будет позиционировать, как ежегодный триггер событийного туризма.
Да и вообще у нас очень много точек для сосредоточения культурного внимания. Много чем можем похвастать: есть Гергиев и Мариинка, Русский театр с богатейшей историей, всего не пересказать.
Единственное – нам очень нужен «концертник», большой на 2-3 тыс мест. Площадь Свободы, конечно же, хорошо, она собирает большое количество зрителей. Но стоять на ногах 6 часов неудобно. А если погода подведет? Ливень продолжительный зарядит.... А будет у нас большой концертный зал, то и цены на билеты будут соответствовать возможностям людей. Сейчас же во Владикавказе сходить на выступление топового российского артиста – очень дорого. А для мужчины, который пригласит на концерт даму, это будет двойной бюджет – 8-10 тыс рублей. Для кого-то чуть ли не ползарплаты.
- Ковидные времена, открывшие нам туристическую историю, позади. Очень ждем завершения неспокойного времени. Когда-нибудь перед российским туристом вновь откроются окна в Европу. И вот тут возникает вопрос – останутся ли у нас туристы, которые приезжали к нам на фоне выездных ограничений? Сколько времени нам нужно, чтобы закрепиться на рынке туриндустрии?
- Все будет зависеть от того, как быстро у нас откроются новые отели, построятся санатории. На резком всплеске внутреннего туризма далеко не уедешь. Гостиница становится временным домом туриста, и от того, как его там принимают, зависит то, захочет ли он к нам вернуться или нет. Это важное воспоминание в жизни человека. Побывав в отелях Турции, Египта, ОАЭ, мы первым делом рассказываем о том, какая там была гостиница, фотки шлём из ванных комнат. Нам нужна инфраструктура, а сервис при хорошем спросе быстро нарабатывается. Пока на нас работает эффект новизны и экзотики, нужно строиться, развиваться, и тогда будем продвигать уже другие, более «взрослые» формы туризма: медицинский, например.
- Нужен ли нам массовый турист?
- Республика у нас небольшая, а обилие туристов это вытоптанные дорожки, очереди в туристические жемчужины и мусор. Однако пока это неизбежная необходимость. Да, мы сейчас хватаемся за массового туриста, но в развитии нам нужно стремиться к качественному. С моей командой «U.Мice.Events» мы понимаем, что гораздо приятнее работать с искушенным, насмотренным туристом, корпоративным туристом, которого поездками в Осетию его компания будет мотивировать для дальнейшей успешной работы. А затем он и сам приедет – уже на более длительный срок. Я вообще за то, чтобы сюда приезжали как в культурную столицу юга России. Многие отмечают, что поездка в Осетию стала обходиться не так дешево, как раньше. Цены в гостиницах стали значительно выше, гости это, конечно, ощущают. Но плохо ли это? Сейчас я уже не уверен. Платить за качество - это нормально, и у нас оно есть. Мы поселим вас в отличный отель на берегу Терека. Мы накормим вас шашлыком, и, уверен, это будет лучший шашлык в вашей жизни. О пирогах вообще не говорю. Мы напоим вас самой вкусной родниковой водой. Покажем вам прекрасные виды. Мы пригласим вас в Мариинский театр. Вы посетите Вахтанговский фестиваль. Пусть поездка в Осетию не будет дешевым удовольствием. Зато пусть будет качественным!