История удивительной семьи Марзоевых – в новом фильме режиссера Фатимы Золоевой.

Прошлым летом при содействии фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) в Северной Осетии прошли съёмки документального фильма «Самсон». Это история о семье Самсона Марзоева, осетинского иконописца, который расписывает стены небольшого христианского храма XI века высоко в горах. Жена и семеро детей живут вместе с ним в саманном домике недалеко от церкви, разделяя все трудности жизни вдали от благ цивилизации.
Режиссер картины Фатима Золоева и продюсер Екатерина Павлова рассказали ФПРК об удивительной атмосфере в семье Марзоевых, об особенностях кавказского воспитания и сложности выбора жизненного пути.
– Чем вас так заинтересовала семья Марзоевых?
Ф.З.: Сказать, что Марзоевы очень необычная семья, – ничего не сказать. Начнем с того, что их много – 9 человек, что само по себе уже необычно в наше время. Но главное – какие это 9 человек! Светлые, одухотворенные, творческие. Фильм «Самсон» — попытка передать наше впечатление от этой семьи, заглянуть в их гармоничный, тонко выстроенный мир. Это особенный мир со своими законами, традициями, укладом, завораживающий аутентичностью и непохожестью на среднестатистические семьи вокруг. Всё у них строится на основе взаимоуважения, почитания и безграничной любви. Любовь вообще главное слово в этой семье – любовь к Богу, к родителям, к искусству, друг к другу.
– Фильм назван именем главного героя…
Ф.З.: Мы изначально хотели сконцентрироваться именно на Самсоне, рассказать о нем как о художнике, потому что его работы нас глубоко взволновали. Они никого не могут оставить равнодушным. Самсон очень разносторонний художник: он участвовал в росписи множества храмов в разных уголках России и за границей (Германии, Польше, Украине), проектировал колокол для Троице-Сергиевой лавры, самый большой действующий колокол в нашей стране, руководил росписью собора Никольского монастыря в Переславле-Залесском, создал диковинной красоты коллекцию ювелирных украшений в национальном осетинском стиле. Но познакомившись с его домочадцами, мы решили, что не рассказать об этой удивительной семье – просто нельзя. Так героев фильма стало больше. Потом узнали об увлечении одной из дочерей Марзоевых вольной борьбой и о ее решении отстаивать свой выбор, не сразу принятый родителями. Постепенно эта тема стала основной в картине.
– В фильме прослеживается сюжетная линия отца и дочери – тема достаточно тонкая и чувствительная. Какие средства вы использовали при ее раскрытии, насколько важным для вас было сделать акцент на конфликте между ними?
Ф.З.: Хотя в фильме присутствует проблема отцов и детей, здесь нет подросткового протеста в привычных для современного экрана проявлениях, нет провокационных сцен. Конфликт заложен, но он не на поверхности, а в глубине. Он и не мог быть показан иначе, исходя из менталитета, среды и воспитания наших героев. Не стоит забывать, что это все-таки не игровой, а документальный фильм, и что-то придумывать, домысливать за героев мы не могли и не хотели. Диалоги практически отсутствуют, нет интервью, нет закадрового голоса – обычных атрибутов документального кино, но нам кажется, здесь они и не нужны, все понятно без слов. Если, конечно, смотреть вдумчиво.
- Расскажите, как проходили съёмки. Всё ли шло по плану?
Ф.З.: Съемки фильма были сродни маленькому, но невероятно увлекательному путешествию, отправляясь в которое мы не знали, что нас ждет. Жизнь сама диктовала, что и как снимать, а мы старались подстраиваться под те условия, в которых оказывались. Это немного напоминало серфинг, когда главное – суметь поймать волну и подстроиться под нее. И в этом, конечно, основная заслуга оператора-постановщика Данилы Горюнкова, который задавал тон всей нашей экспедиции. У него редкий талант снимать героев незаметно, запечатлевать поток жизни здесь и сейчас, не нарушая магии момента.




- Насколько трудной была организация съемочного процесса?
Е.П.: Съемки достаточно многочисленной группы людей (среди которых к тому же большинство дети), да еще и в сельской местности, в неприспособленных условиях, – это всегда сложно. Но с Марзоевыми все было иначе. Для нас этот фильм особенный прежде всего потому, что начиная с задумки и до его выхода практически все происходило на одном дыхании. Не было каких-то форс-мажоров, препятствий, преодолений… Наоборот, все шло своим чередом и каким-то, порой чудесным образом складывалось как нельзя лучше.
Конечно, мы тщательно подготовились к началу съемок. Каждый участник был тем самым «винтиком», который находился на своем месте и профессионально выполнял работу. Все старались выложиться по максимуму, чтобы фильм получился интересным. Сейчас мы вспоминаем тот период с большой теплотой. Я искренне благодарна всем ребятам за их профессионализм и такое личное отношение. Мне кажется, на время съемок мы все погрузились в атмосферу тепла и взаимопонимания, которую с самого начала ощутили в семье Марзоевых. Надеюсь, нам удалось передать ее зрителям через экран.
Какие ощущения испытываете по окончании работы над фильмом? В чем, на ваш взгляд, главное достоинство этой картины?
Е.П.: Начнем с того, что лично я могу пересматривать этот фильм бесконечно. Но если вы хотите найти в «Самсоне» экшен, закрученный сюжет, драму, то скажу сразу – здесь этого нет. Очарование фильма заключается именно в поэзии повседневности. Смена погоды, детский смех, приготовление завтрака – вроде привычные вещи… Но мы не можем оторваться от происходящего на экране. В этом мастерство режиссера и операторов, которым удалось, запечатлев поток жизни, сделать обыденное чуточку прекраснее. Как мне кажется, подлинная красота жизни в мелких деталях, а не в крупных событиях. Счастье в простых вещах, в каждом дне. И именно это передает фильм — маленькие фрагменты существования героев, наполненные глубоким, фундаментальным, вечным.
Этот фильм – о непреходящих ценностях, о духовном поиске и выборе жизненного пути. И о том, как по-разному люди могут выяснять отношения в семье. Ведь тот, кто воспитан в далеких от кавказского менталитета реалиях, конфликт в нашем фильме даже не разглядит. Здесь каждый, наверное, найдет отголосок того, чем наполнен сам. Пожалуй, в этом и есть главное достоинство картины.