В санатории «Осетия» родителей бойцов называют самой сложной категорией. Помощь бывает скорой.
Второй год в здравнице действует программа по реабилитации участников СВО и членов их семей. «ОсНова» выяснила, как организовано лечение и с какими проблемами к ним приезжают «особые» пациенты.
Санаторий «Осетия» - сегодня полноценный медицинский комплекс с современным оборудованием. Лечиться сюда приезжают из многих регионов России. Многие – не в первый раз. В коридорах, как в хороших гостиницах, чисто и уютно. Комфортную атмосферу добавляет доброжелательный персонал. И пациенты, с которыми мы успели пообщаться, особо отмечали радушие принимающей стороны.
Реабилитационный процесс в «Осетии» обеспечивает мультидисциплинарная команда специалистов: терапевт, невролог, кардиолог, психотерапевт, врач по лечебной физкультуре. В общей сложности реабилитацию в санатории прошли уже 45 бойцов и членов их семей.
12-дневный интенсив
Главврач Елизавета Зангиева (на фото) рассказывает, что преимущественно участники СВО поступают к ним с различными травмами: ампутированные конечности, минно-взрывные травмы, пулевые ранения. А у тех, кто побывал в плену, жуткие потрясения психо-эмоциональной сферы. Очень много жалоб и на галлюцинаторные проявления.
«Посттравматическое расстройство – это, в первую очередь, эмоциональная травма, очень сильно страдает психо-эмоциональная сфера. Это выражено паническими атаками, тревожностью, у многих наблюдаются сильные нарушения сна. Занимаемся и хронической болью, а именно фантомной. Она купируется не только обезболивающей терапией, но и приемом антидепрессантов. Это боль, которая запечатлелась в коре головного мозга. План реабилитации для каждого пациента расписываем индивидуально», - рассказала она.
Реабилитация в России делится на несколько направлений. И если говорить об участниках СВО, то это, в первую очередь, работа с психотерапевтом. С такими пациентами должны работать не обычные психологи, у которых нет базового медицинского образования, а психотерапевты, уверена доктор Зангиева. Комплексная программа в санатории «Осетия» рассчитана на 12 дней и включает медикаментозную терапию (по показаниям), психотерапевтическую коррекцию (индивидуальная и групповая), лечебную физкультуру (механотерапия и кинезиотерапия), медицинский массаж, аппаратную физиотерапию (электрофорез, фонофорез, магнитотерапия, лазеротералия и другие современные методики), бальнеолечение, спелеотерапию (курс галотерапии), фитотерапию, диетотерапию (сбалансированное лечебное питание).
Очень плодотворно, по словам Зангиевой, на участников СВО влияет водолечение. Это новое направление в реабилитации. Санаторий располагает двумя видами ванн: четырехкамерными и хвойно-жемчужными. Первые, к примеру, эффективны при ампутациях конечностей или фантомных болях. Это метод лечения, основанный на одновременном воздействии физических факторов и лекарственных средств на руки и ноги пациента без погружения в воду всего тела.
«Ванна состоит из четырёх изолированных отсеков (камер), в которые помещаются руки и ноги. Каждая камера заполняется водой, через которую пропускается слабый электрический ток. Мы добавляем туда разные наполнители в зависимости от патологий. Кому-то нужно снять боль, кому-то при диабете восстановить кожные покровы», - говорит Зангиева.
В воду для хвойно-жемчужных ванн добавляют экстракт хвойных деревьев. Во время процедуры в обогащённую воду подают мельчайшие пузырьки воздуха, которые создают массажный эффект. Благодаря этому расширяются сосуды, повышается тонус мышц, уходят местные боли.
«Они у нас патриоты, все рвутся обратно на передовую»
Бывали случаи, когда участники спецоперации возвращались домой без ранений, но позже проявлялся посттравматический синдром.
«Здесь большую роль играет не возраст, а, скорее, навыки. Опытные военные легче все переносят. К примеру, сотрудники спецподразделений психологически выносливее», - сказала Зангиева.
Вместе с тем она отметила, что бойцы очень ответственные и дисциплинированные пациенты.
«Все они невероятные патриоты. Ни один из тех, кто проходил у нас реабилитацию, не попросил продлить свое пребывание. Все рвутся к боевым товарищам. Мы с ними всегда на связи. Бывает, привязываются к нашим докторам, звонят, рассказывают о своих делах, победах, планах».
«Часто показывают фото и видео погибших сыновей»
Сложнее всего медикам «Осетии» приходится с родителями погибших бойцов. Это достаточно сложная категория пациентов, рассказывает врач-психотерапевт Артур Атаев.
«Для них нужна своя тактика - практика свободного говорения. Мы применяем техники расслабления. Без этого никак. Человек выговаривается, рассказывает о своем горе. Часто мне показывают фотографии и видео погибших сыновей», - говорит Атаев.
Сын Оксаны Бредун из Моздока был военным офицером, погиб в июле 2022 года. Трижды выходил живым из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Но в четвертый раз не получилось.
«Тут мои болячки и посыпались. Шея закаменела, и остеохондроз начался. Наш замечательный фонд «Защитники Отечества» направил меня в санаторий. Уже второй раз прохожу лечение. В первый раз была в «Сосновой роще», в этом году сюда вот приехала», - рассказала мать бойца.
Особо женщина отметила профессионализм врачей и, как следствие, результативность лечения.
«После нескольких дней пребывания в санатории мои сосуды и суставы меня благодарили. В районной поликлинике тоже хорошо лечат, но там мы мотаемся туда-сюда, а здесь все в комплексе. Я педагог, всю жизнь работаю в техникуме. И для меня этот релакс очень важен перед началом нового учебного года. Процедуры прекрасные. А воздух!.. У нас в степи такого нет», - говорит женщина.
Не обошлось в ее рассказе и без «ложки дегтя»: считает, что уж слишком много и вкусно кормят, а потом приходится следить за весом.
Она проживает в одном номере со своей землячкой Еленой Руденко. Ее сын воевал на донецком направлении. Прошло совсем немного времени как его не стало. Родным еще тяжело разговаривать на эту тему. Женщина признается, утрата сына сильно сказалась не только на ее здоровье, но и на состоянии мужа.
«У мужа на фоне всего происходящего случился второй инсульт. Наши социальные работники очень хорошо работают, и пригласили нас на лечение. Очень приятно и ценно, что к нам такое доброжелательное отношения. Результат заметен, хоть и прошло немного времени. У меня была бессонница, теперь я сплю нормально. Хожу на физкультуру, посещаю терапевта, невропатолога. Нравится подход здешнего психотерапевта. Он всегда говорит, что момент оплакивания нужно пережить, работает со мной над этим. Если нам с супругом предложат еще раз приехать, мы обязательно согласимся», - говорит мать солдата.
Лариса Етдзаева уже во второй раз проходит лечение в санатории «Осетия». Особо она отмечает уют и комфорт, которые царят в лечебном заведении.
«Очень уютно и комфортно здесь. Все специалисты грамотные и доброжелательные во главе с главврачом Зангиевой Елизаветой. Кормят очень вкусно, процедуры тоже хорошие», - отметила пожилая женщина.
Перерабатывая воспоминания для мирной жизни
Сами участники СВО, как правило, всегда сдерживают свои переживания, не всегда их проявляют и даже порой не признают. На передовой они выполняют поставленные задачи. Там они всегда стараются быть на позитиве, который помогает справляться с трудностями.
«Это бывает заметно по тем же видео и фото, которые показывают их родные. Трудный период адаптации начинается после возвращения домой», - говорит Артур Атаев.
По его словам, посттравматическое расстройство – это достаточно сложная вещь в терапии, характеризующаяся флешбэками, бессонницей, мучительными воспоминаниями, нарушением аппетита и прочим.
«Зачастую встречаются и такие пациенты, у которых и до СВО жизнь была не сахар, а война всё усилила. Часто в обычной жизни у них случаются триггеры: любые резкие звуки могут ассоциироваться с тревожным сигналом. Наша основная цель – вернуть их к мирной жизни, снизить травматическую ситуацию хотя бы на время реабилитации», - сказал врач.
Во время сессий у психотерапевта бойцы разучивают различные техники расслабления, помогающие справиться с тревогой, перерабатывают воспоминания о военных действиях. Улучшение чувствуется сразу, напряжение в теле снижается, они чувствует себя более спокойно, размерено. Для военных это особенно важно, так как мышечное напряжение у них бывает особо выражено. Сон же, как отметил Артур Атаев, переработка более сложная, так как это более глубокая вещь.
«Если мы не переработаем воспоминания, наладить здоровый сон будет тяжелее. Вся эта работа требует большой смелости вновь встретиться лицом к лицу со всем пережитым ужасом войны, и уже с помощью различных техник справиться с этим».
За счет психологических практик молодому специалисту удается расслабить пациентов, переключить их внимание. Работает и с восприятием, применяет метод заземлнения. Кроме того специалистом используется десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) – метод, который основан на использовании ритмичных движений глаз, способствующий переработке травматического опыта и болезненных эмоциональных переживаний. Однако, по словам Атаева, короткими сессиями дело не ограничится. Это работа на годы.
«Все зависит от готовности человека и от истории его жизни. Кадровому военному бывает легче. Но случается и такое, что у человека изначально тяжелая судьба. Если человек стабильно посещает врача, то одного года должно хватить», - полагает Атаев.
Большим подспорьем в работе персонала санатория, как отметил замдиректора по медицинской части Константин Мачаридиса, стала культурная составляющая реабилитации. Для пациентов проводят различные экскурсии, организуют концертные программы, кинопоказы. Это также позволяет отвлечь их от тяжелых мыслей. А эффективность реабилитационных мероприятий проявляется уже на 3-5 сутки.
