судебные процессы / 31 июля 2019, 08:5931.07.2019, 08:59
1735865828
/ 331

Адвокат Цкаевых: «Ему лучше показать бесконтрольность, чем сесть на скамью подсудимых». Допрос экс-начальника полиции Владикавказа

Наш основной корреспондент Ирина Кайсинова продолжает следить за самым громким судебным процессом в Северной Осетии – «делом Цкаева»

В Ленинском районном суде Владикавказа после недельного перерыва возобновились заседания по делу об убийстве Владимира Цкаева.

На этот раз допрашивали бывшего начальника городской полиции Батраза Елоева. Допрашивали по видеосвязи: некоторое время назад господин Елоев переехал в Норильск, подальше от Северной Осетии.

Батраз Елоев (фото: пресс-служба Собрания представителей Владикавказа)

В этой связи основной зал заседаний снова поменяли на маленький, куда едва втиснулись все подсудимые с адвокатами и сторона обвинения. Мест для журналистов не осталось в принципе. Благо, диктофон не журналист и ему не нужен отдельный стул.

Батраз Елоев давал показания очень громким голосом, как если бы рапортовал вышестоящему начальству, а не свидетельствовал в суде.

Он рассказал, что 31 октября 2015 года примерно в половине третьего ночи ему позвонил оперативный дежурный и доложил о том, что на улице Васо Абаева неизвестный человек выстрелом из пистолета ранил сотрудника ОМОН Романа Плиева.

Елоев незамедлительно прибыл на место преступления, где уже работали следователь, криминалист и оперативный состав:

— Минут через 15 после меня приехал начальник УМВД Роберт Наниев. Дал соответствующие указания по преступлению. Позже следователь Аслан Кайтуков возбудил уголовное дело.

На месте преступления Батраз Елоев находился полтора часа, после чего приехал в здание ОВД. В своем рабочем кабинете он пробыл примерно до 13.00, а потом уехал домой. Около 15.00 Елоеву позвонил начальник уголовного розыска Сергей Габиев и доложил, что в отдел доставили подозреваемого по совершению преступления в отношении Плиева:

— Я спросил о том, какие есть доказательства, подтверждающие, причастность доставленного к преступлению. Он сказал, что сам еще точно не знает, но Цкаев внешне похож на человека, которого описал Плиев. Я распорядился, чтобы его доставили в следственный комитет.

После этого Сергей Габиев отпросился на какое-то застолье, и Елоев отпустил его с условием, что начальник уголовного розыска оставит на рабочем месте своего заместителя Мурата Хабаева. Ближе к 18.00 Батраз Елоев вернулся в здание УМВД, чтобы разобрать почту и по дороге в свой кабинет встретился с заместителем начальника уголовного розыска Олегом Дзампаевым:

—Мы прошли в мой кабинет, где я его и спросил про общую обстановку в ОВД и конкретно про Цкаева. Он ответил, что обстановка спокойная, а доставленного вот-вот должен допросить следователь.

Затем Елоев позвонил Хабаеву. Выяснилось, что тот находится на праздновании дня рождения племянницы. Елоев велел ему вернуться на работу. Перед уходом домой начальник полиции также пригласил к себе в кабинет следователя Кайтукова, чтобы спросить, почему Цкаева все еще не допросили.

Батраз Елоев (фото: пресс-служба парламента Северной Осетии)

По словам Елоева, следователь объяснил это тем, что вынужден был выезжать по другим сообщением, так как был дежурным следователем в тот день:

— Когда я потребовал, чтобы он немедленно допросил Цкаева, Кайтуков ответил, что для начала хочет поехать в РКБ, чтобы допросить Плиева.

Батраз Елоев отметил, что за все время нахождения в здании Иристонского ОВД Цкаева не видел, никаких криков не слышал и даже не знал, в каком именно кабинете держат Владимира.

Примерно в 21.00 Елоев покинул ОВД и по дороге домой заехал в РКБ, чтобы удостовериться, что следователь Кайтуков добрался туда. На первом этаже начальник полиции столкнулся с Кайтуковым и Дзампаевым, которые сообщили ему, что Плиева допросить не удалось, так как он уже спит.

Батраз Елоев (справа) (фото: пресс-служба МВД по Красноярскому краю)

Адвокат Земфиры Цкаевой Анджелика Сикоева решила уточнить:

— Почему во время разговоров с Дзампаевым и Кайтуковым вы не спросили у них, в связи с чем задержанный Цкаев находится в отделе более 3 часов?

— Мне сообщили, что Цкаева вот-вот допросят.

— Что это значит? Существует совершенно конкретный временной промежуток, установленный законом – 3 часа. На тот момент, когда вы разговаривали с Кайтуковым, вы знали, что Цкаев все еще не допрошен. Почему вы не спросили, как было допущено такое нарушение и почему не устранили это нарушение своим распоряжением?

— Я не мог давать распоряжения, так как начальник ОВД находился на рабочем месте.

— В здании ОВД находились ваши подчиненные. Почему вы не давали им распоряжения?

— Я еще раз говорю, что ответы на вопросы, заданные Дзампаеву и Кайтукову, получил.

— То есть, к своим обязанностям вы отнеслись безразлично.

— Я полностью доверял своим сотрудникам.

— А почему Цкаев находился в отделе, когда Кайтуков уехал?

— Не могу ответить.

— Почему?

— Просто не могу ответить.

Анджелика Сикоева (справа) и адвокаты семьи Цкаевых (фото: ГТРК Алания)

Примерно в 9 часов утра 1 ноября Батразу Елоеву позвонил его заместитель Казбек Казбеков и доложил, что Владимир Цкаев умер в больнице. Начальник полиции спешно прибыл на работу и собрал личный состав уголовного розыска в актовом зале Иристонского ОВД, чтобы выяснить детали злополучной ночи:

— Я задавал вопросы по всему тому, что произошло, но конкретных ответов не получал. Кто-то говорил, что Цкаев вел себя неадекватно.

Тут вмешался судья Олег Ачеев:

— Елоев, как должны были поступить с Цкаевым ваши сотрудники и как поступили?

— Его необходимо было доставить в следственный комитет.

— Через дежурную часть, не так ли?

— Через дежурную часть.

— А как его доставили?

— Насколько я знаю, его не доставили.

— Не доставили в дежурную часть или к следователю?

— Ни в дежурную часть, ни к следователю.

Виталий Зубенко (фото: ГТРК Алания)

К допросу присоединился адвокат Земфиры Цкаевой Виталий Зубенко:

— Сбор в актовом зале по времени сколько длился?

— Минут 15.

— Хоть кто-нибудь на вопросы по существу отвечал?

— Нет. Кто-то сказал, что Цкаев вел себя неадекватно – ругался, бился об пол головой.

— Этот ответ можно было выговорить за 5 секунд. Что вы делали в актовом зале 15 минут? Кто-то докладывал о произошедшем?

— Нет. Я задавал вопросы, но ответов не получал.

— Ладно. Что было дальше?

— Приехали сотрудники МВД, чтобы выяснить обстоятельства произошедшего, естественно, все разошлись и мне не удалось ничего выяснить.

В этот момент подключилась и Анджелика Сикоева:

— Вы же говорили, что Цкаев внешне похож на человека, которого описал Плиев. А как Плиев описал человека, стрелявшего в него, если его не допросили в связи с тем, что он уснул?

— Правильный вопрос. Ответить на него я не могу, так как на сборе в актовом зале тоже задавал этот вопрос, но ответа на него я не получил.

— Вы знали, что Плиева не допросили, а, следовательно, Цкаева он не описывал и тем не менее он находится в отделе, но уехали домой? Вас совесть не мучает?

— Я, как и любой гражданин России, имею право на отдых.

Батраз Елоев (справа) (фото: пресс-служба МВД по Северной Осетии)

Судья Ачеев явно не оценил конституционного желания свидетеля:

— Елоев, почему вы не осуществляли контроль за тем лицом, которое было доставлено по преступлению в отношении Плиева, то есть за Цкаевым? Вы ведь были обязаны?

— Наверное.

— Так почему вы не выполняли свои обязанности?!

— Я еще раз говорю…

— Да слышал я уже, что вы спрашивали у своих сотрудников, но надо же было убедиться.

Интересно, что в ходе следствия на Батраза Елоева было наложено дисциплинарное взыскание по поводу задержания Цкаева, доставки его в Иристонский ОВД и последовавшей за этим смерти Владимира. Однако, формулировку выговора бывший начальник полиции так и не вспомнил. Это вызвало смех подсудимых и их защитников.

Юрий Багаев (фото: ГТРК Алания)

Один из адвокатов обвиняемых, Юрий Багаев, поинтересовался у Елоева:

— Если вы не знаете, за что на вас было наложено дисциплинарное взыскание, то почему не обжаловали его?

— Я был у министра, чтобы спросить об этом.

— И что вам ответил министр?

— Сказал, что неправильно все поймут, если начальник полиции будет без взыскания.

Услышав такой железобетонный аргумент, судья Ачеев решил завершить допрос забывчивого свидетеля.

А представитель семьи Цкаевых Виталий Зубенко уже после заседания объяснил логику действий бывшего начальника полиции Владикавказа:

— Для Елоева, конечно, лучше показать бесконтрольность ситуации, что он собственно и сделал, нежели сидеть на скамье подсудимых.

Следующее заседание по «делу Цкаева» состоится 2 августа.

Ирина Кайсинова
рекомендуем
 
02/01
01/01
31/12
31/12
31/12
31/12
31/12
29/12
29/12
29/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
28/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
27/12
26/12
26/12
26/12
26/12
26/12
26/12
26/12