судебные процессы / 9 сентября 2019, 18:5109.09.2019, 18:51
1736739178
/ 330

Никиташенко со стажем. Главный судмедэксперт из Северной Осетии запутался в документах и режет зарплаты сотрудникам

Наш основной обозреватель Мадина Сагеева - о том, как врачи добиваются справедливости, а очередная оптимизация в здравоохранении поставила под вопрос приговоры уголовникам

В Верховный суд республики направлена апелляция по иску врачей Республиканского бюро судмедэкспертизы к руководителю учреждения Алану Аккалаеву. 15 врачей судмедэкспертизы просят признать незаконным снижение своих зарплат.

Алан Аккалаев

В начале 2019 года после проведения "Специальной оценки условий труда" (СОУТ), для выполнения которой было привлечено ООО "Центр охраны труда - Тула" (в настоящий момент лишенное лицензии), они обнаружили, что их зарплаты резко сократились на весьма значительные для них суммы - от 3 до 8 тысяч рублей

Комиссию по СОУТ возглавил недавно назначенный начальником бюро судмедэкспертизы Алан Аккалаев, который утвердил результаты оценки, на  основании которых судмедэкспертам был снижен класс вредности на рабочих местах при неизменных условиях: вскрытие трупов и работа с химическими реактивами, требующими защитных средств.

В результате сотрудникам на 12% уменьшены доплаты к окладу за вредные условия труда, они лишены в будущем права на льготную досрочную пенсию (через 25 лет непрерывного стажа), а также теперь есть основания лишить врачей и дополнительных 12 дней к ежегодному отпуску.

Такая оценка позволила минздраву республики сократить выплаты медикам и, видимо, оптимизировать бюджетные расходы. Однако с этим решением руководства не согласились сами врачи-эксперты. Коллектив посчитал, что СОУТ проведена некорректно, так как ни одного эксперта из Тулы в судмедэкспертизе не видели, замеры на рабочих местах не проводились. Поэтому большая часть коллектива подписалась под обращением в профком организации с предложением провести повторную оценку условий труда.

Федеральный закон-426 предусматривает такую возможность для работников - оспорить результаты оценки через профсоюзы или через суд.

Было проведено профсоюзное собрание, на котором руководство профсоюзов отказалось от проведения повторной СОУТ. На собрании прозвучало и неформальное объяснение того, почему зарплаты врачей должны быть оптимизированы. Главный бухгалтер судмедэкспертизы Ирина Хачирова сообщила коллективу, что бюро имеет задолженность за оборудование свыше 3 млн рублей. 

"Вызвали нас в минздрав, заранее сказали: вот у вас есть задолженность по оборудованию? Да, есть, три с чем-то миллиона. Мы их заплатим из этих денег, которые у вас в этом году. У вас там сколько? Три миллиона? Вот на эти 3 млн мы оптимизируем вашу зарплату!

Каким образом? Где ваши СОУТ? Показали СОУТ, вот тут началась война. Они это заранее решили. Причем они орут, они не слышат, они не слушают. Они решили решить за счет оптимизации зарплат".

После этого врачи обратились в суд, несмотря на то, что количество готовых бороться за свои зарплаты значительно уменьшилось после индивидуальных бесед в кабинете руководителя организации.

В суде врачи попросили отменить утвержденную руководством бюро судмедэкспертизы карту специальной оценки условий труда, дополнительные соглашения к своим трудовым договорам и восстановить надбавку за вредные условия труда. Для этого врачи ходатайствовали о том, чтобы суд назначил новую СОУТ, как это предусмотрено в законе.

По утверждению врачей, проведение новой СОУТ необходимо, потому что оценка их рабочих мест в реальности не производилась. Это подтверждается тем, что работники не были ознакомлены под роспись с результатами оценки их рабочих мест.

Суд первой инстанции под председательством судьи Колобковой в ходатайстве и иске врачам отказал, сославшись на то, что они должны предоставить новую экспертизу, доказывающую обоснованность их требований. Но именно в этом и заключается смысл обращения в суд - добиться проведения новой экспертизы. Частное лицо заказать такую экспертизу не может, такое решение принимает либо профсоюз организации, либо суд. 

Почему отказался профсоюз организации - доходчиво объяснил бухгалтер судмедэкспертизы: минздрав желает сэкономить 3 млн за счет зарплат врачей. 

Почему судья Колобкова отказалась удовлетворить ходатайство о проведении новой СОУТ, несмотря на то, что закон наделяет ее таким правом, - непонятно.

Теперь врачи рассчитывают только на Верховный суд. Так как рассчитывать на то, что их интересы отстоит руководитель организации, им не приходится.

Именно Алан Аккалаев посчитал для себя возможным стать оптимизатором зарплат своих же коллег, с которыми трудился много лет. В ответ часть коллектива пожаловалась на него Владимиру Путину, специальной группе Генпрокуратуры и во всевозможные инстанции.

"После Ваших майских указов нам снизили надбавку за выслугу лет, объем стимулирующих выплат, ежемесячные доплаты за возможный контакт с ВИЧ, за работу в ночное время, ликвидировали премии. Таким образом, вместо повышения у нас сократили зарплату», - говорится в обращении медиков.

Если суммировать все официальные ответы, то снижение зарплат медиков,которые в соответствии с указами президента страны должны расти, оказывается, совершенно "не противоречит требованиям законодательства". 

Сам Алан Аккалаев утверждает, что его сотрудники не имеют к нему претензий по СОУТ, во всяком случае именно так он написал в пояснительном документе на имя министра здравоохранения Тамерлана Гогичаева. Более того, он утверждает, что не возражает против проведения повторной оценки условий труда, однако почему-то не инициировал ее проведение, а наоборот, в суде не поддержал ходатайство о назначении новой СОУТ.

Кроме этого, Аккалаев докладывает министру здравоохранения о том, что довел до сведения коллектива, что "ни руководство минздрава, ни руководство судмедэкспертизы в снижении зарплат не виновато". И это, невзирая на утверждение его собственного бухгалтера о том, что минздрав решил за счет врачей оптимизировать бюджетные расходы.

Непонятно, почему Аккалаев так легко снимает с себя ответственность, если министерство соцразвития ему четко указало, что он как руководитель имеет право сам устанавливать повышенные надбавки? Может, но не делает, возможно, потому, что минздрав требует оптимизировать 3 млн рублей? И все равно, никто не виноват: ни он сам, ни минздрав.

Такой вот непоследовательный руководитель в судмедэкспертизе.

Алан Аккалаев

Он может смело претендовать на пьедестал почета самых выдающихся главврачей, с отбора которых началась карьера Вячеслава Битарова как главы республики. 

На первом месте, конечно, навсегда Георгий Никиташенко, апофеоз кадровой политики действующей власти. 27-летний юнец, не имевший даже диплома врача, был с пафосом назначен главврачом самой большой поликлиники Владикавказа и выдворен с должности только после громкого публичного скандала.

Георгий Никиташенко (фото: Северная Осетия)

Второе почетное место уверенно занимает Асланбек Моргоев, который сумел несколько лет руководить РКБ, несмотря на представления прокуратуры об отсутствии у него необходимого стажа и несоответствии занимаемой должности. В результате Моргоев-таки бесславно покинул должность главврача, оставив больнице на память о себе череду скандалов и долги.

Асланбек Моргоев (фото: Северная Осетия)

На третье место как раз и претендует новая креатура республиканской власти, недавно назначенный на должность начальника Аккалаев. По сложившейся уже в республике кадровой традиции, новый руководитель имеет отношение к главе республики. Он, хоть и не Битаров или Кучиев, но тоже не чужой. Вячеслав Битаров - племянник Аккалаевых. 

Но не это самое интересное в биографии нового руководителя, решившего начать свою карьеру главврача с оптимизации зарплат докторов.

У господина Аккалаева серьезная путаница в документах. Он выпускник СОГМА. Диплом врача-педиатра получил в 1995 году.

Отучившись на детского врача и не пройдя ни интернатуры, ни ординатуры по узкой специальности, Аккалаев начал карьеру судмедэксперта. Без специализации сейчас работать экспертом нельзя.

А вот в 1995 году можно было, поэтому он прямо на базе владикавказской судмедэкспертизы прошел 5-месячные курсы, которых ему надолго хватило для продвижения по карьерной лестнице. Наличие специализации, пройденной во Владикавказе почти четверть века назад, Аккалаев подтвердил удостоверением, выданным в Москве в 1996 году.

Проблема в том, что удостоверение из личного дела нынешнего начальника бюро, по заключению департамента здравоохранения РФ по запросу прокуратуры, неустановленной формы и сведения о подобном документе отсутствуют. 

"Сообщаем, что согласно представленной ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" минздрава РФ информации, в архиве сведений о выдаче Аккалаеву А. М. удостоверения 67 "об обучении на очном цикле" и сведений о "гослицензии МЗ 16-094 от 6.03.94" не имеется. Кроме того, указанное удостоверение не соответствует утвержденной форме". 

Другими словами есть серьезные опасения, что 20-летний стаж в судебной медицине новый руководитель бюро приобрел незаконно. Ну просто удачливый Никиташенко 20 лет спустя.

Именно на основании этого сомнительного удостоверения Аккалаев успешно стал в 1997 году заведующим отделением, а в 2006-м - заместителем начальника бюро СМЭ.

О таком пустяке, как отсутствие сертификата по организации здравоохранения во время назначения на должность зама не стоит даже упоминать. Аккалаев выгодно отличается от большинства нынешних главврачей тем, что хотя бы обзавелся им почти сразу после того, как возглавил судмедэкспертизу в 2018 году. 

Интереснее другое. Каким же образом наш оптимизатор вообще прошел обучение по специальности "оргздрав", не имея за спиной необходимых для этого интернатуры или ординатуры?

Разъяснения по этому вопросу также дал Департамент здравоохранения РФ. При наличии 10-летнего стажа, который имеется у Аккалаева, он имел право на прохождение любых специализаций. 

Департамент здравоохранения заключил, что "наличие диплома о медицинском образовании, 10-летнего стажа, удостоверения о повышении квалификации по специальности" Судебная медицина" и действующего сертификата специалиста дают Аккалаеву право продолжить профессиональную деятельность".

Наличие всех перечисленных документов и их подлинность должна была, в свою очередь, установить прокуратура республики. Однако прокуроры решили обойти скользкий вопрос о том, является ли фальшивым удостоверение, на основании которого Аккалаев приобрел стаж работы, позволивший ему занять в итоге должность руководителя, а также вопрос о том, засчитывается ли такой стаж вообще. 

В полученном из республиканской прокуратуры ответе на запрос о соответствии нового руководителя занимаемой должности отмечено только то, что у него есть стаж. Информация об удостоверении, ставящем под сомнение право Аккалаева вообще работать судмедэкспертом, проигнорирована.

А между тем, в случае, если удостоверение о специализации окажется фальшивым, то под вопросом могут оказаться все решения судов, вынесенных на основании судмедэксперта Аккалаева. А это уже проблема посерьезнее, чем оптимизировать зарплаты врачей.

Можно, наверное, сказать, что все это придирки к честному специалисту. Наверное, так и есть. И вся эта история даже нормальна, когда целая республика живет "в том числе, и по закону". Но здесь надо определиться: значит, лишить врачей заработанных денег и ссылаться на формальности закона можно, а лишать заработанного стажа, ссылаясь на формальности того же закона нельзя?

Бюро судебно-медицинской экспертизы Северной Осетии

Уверенность, что судье или прокурору можно "передать", а любой вопрос решается "в том числе, и законными методами" влечет за собой сначала желание пристроить родного человечка на должность, закрыв глаза на его проблемы в документах, потом через этого же человечка оптимизировать три миллиона на врачах. Ну а затем привычка жить не по закону, а по "я здесь хозяин" влечет за собой правовой коллапс. И это неизбежно, как закон земного притяжения.

Мадина Сагеева
рекомендуем
 
11/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
10/01
09/01
09/01
09/01
09/01
09/01
09/01
09/01
09/01
08/01
07/01
06/01
05/01
05/01
05/01
04/01
04/01
03/01
03/01
02/01
01/01
31/12
31/12
31/12
31/12
31/12
29/12
29/12
29/12
28/12
28/12
28/12
28/12