судебные процессы / 6 октября 2019, 12:3006.10.2019, 12:30
1734849666
/ 1673

Допрос обвиняемых по «делу Цкаева» откладывается: адвокаты подсудимых хотят «заморозить» процесс на несколько месяцев

Всё решится в ближайший понедельник, когда судья Ачеев вынесет решение по ходатайству о повторной судмедэкспертизе

На процессе по «делу Цкаева» в пятницу должны были допросить подсудимого Азамата Цугкиева, однако его защитник Юрий Багаев попросил суд изменить порядок судебного следствия и вернуться к исследованию материалов уголовного дела:

– Я прошу повторно исследовать акт, составленный Росздравнадзором. Дело в том, что Росздравнадзор проводил проверку в РКБ в связи со смертью Владимира Цкаева и сделал заключение.

Судья Ачеев поинтересовался:

– А в связи с чем у вас данное ходатайство, Юрий Камболатович?

– В связи с тем, что я хочу обратить внимание суда на один из выводов, содержащихся в документе, где Росздравнадзором установлено, что РКБ незаконно обладала лицензией на врачебную деятельность в тот период времени, когда там находился Цкаев. В частности, это было связано с тем, что Цкаеву дважды было назначено томографическое исследование, которое не было произведено вообще. А не было оно произведено по довольно простой причине – в РКБ не было томографа. При таких условиях по действующему федеральному законодательству это лечебное учреждение не должно было быть лицензировано.

Юрий Багаев

Тогда Олег Ачеев зачитал выводы акта проверки Росздравнадзора от 9 декабря 2015 года:

 

  • В соответствии с данными акта судебно–медицинского исследования тела Владимира Цкаева и медицинской карты стационарного больного, имело место расхождение клинического и судебно–медицинского диагнозов.

 

  • В РКБ установление правильного диагноза не было возможным из–за объективных трудностей (коматозное состояние больного, кратковременность его пребывания, невозможность проведения диагностических исследований).

 

  • Имеющиеся дефекты в оформлении медицинской документации не повлияли на исход заболевания.

Из заключения внештатного эксперта территориального органа Росздравнадзора Рамонова следует, что во время пребывания Владимира Цкаева в отделе реанимации, реанимационные мероприятия были осуществлены своевременно, целенаправленно, в достаточном объеме. В то же время пациенту дважды была назначена магнитно–резонансная томография головного мозга, не проведенная по техническим причинам.

Проще говоря, в отделении не оказалось томографа, и это нарушение федерального законодательства.

И тут в дело включился адвокат Юрий Багаев, заявивший ходатайство, которое может попросту перевернуть весь процесс. Интересно, что обычно красноречивый оратор на этот раз читал свою речь по бумажке. При этом у него подрагивали руки.

Сначала господин Багаев напомнил суду о повторной судмедэкспертизе, которую еще в апреле 2016 года назначил следователь Аслан Хугаев. Дело в том, посетовал адвокат, что налицо нарушения: вот, например, следователь, удовлетворив ходатайство защиты о назначении судмедэкспертизы, соответствующее постановление о назначении экспертизы не вынес, с вопросами и материалами, предоставляемыми экспертом, а также с постановлением о назначении экспертизы сторону защиты не ознакомил.

Аслан Хугаев

Не дав никому опомниться, хитромудрый Юрий Багаев продолжил:

– Эти нарушения повлекли, по моему убеждению, нарушения конституционного права на защиту, так как стеснили права обвиняемых.

После этого адвокат победно расправил плечи и резюмировал:

– На основании приведенных доводов, уважаемый суд, и с учетом дополнительно исследованного здесь акта, я прошу назначить по настоящему делу повторную комплексную судмедэкспертизу.

И тут же для верности задал восемь вопросов, на которые, по его мнению, должны ответить эксперты:

Имеются ли на теле Цкаева телесные повреждения? Если имеются, то какова давность, степень, характер, локализация и механизм образования.

Каковы причины и давность наступления смерти Цкаева?

Мог ли Цкаев сам себе причинить какие–либо из выявленных телесных повреждений. Если мог, то каким образом?

Могли ли те или иные телесные повреждения на теле Цкаева образоваться при падении с высоты собственного роста?

Состоят ли имеющиеся на теле Цкаева телесные повреждения причиной его смерти?

Имелись ли медицинские показатели противопоказания для введения Цкаеву препарата «Лидокаин» и могло ли введение этого препарата повлечь наступление его смерти?

Имелись ли на теле Цкаева признаки электрической травмы?

Была ли Цкаеву оказана надлежащая медицинская помощь? Могло ли ненадлежащее оказание медицинской помощи Цкаеву привести к его смерти?

Юрий Багаев

Это был, безусловно, ход конем. В зале даже воцарилась полная тишина на секунду–другую. Нарушил ее Алан Айларов, адвокат подсудимого Сослана Ситохова:

– Ваша честь, я извиняюсь, можно я на минуту выйду?

– Что случилось?

– Подзащитный не возражает. Можно я выйду?

– Но мы работаем. Что-то срочное?

Вмешался сам Сослан Ситохов:

– Плохо ему, у него голова кружится.

Адвокат Айларов добавил доверительно:

– У меня давление скачет.

Судья Ачеев только руками развел и объявил перерыв.

Сослан Ситохов (на заднем плане)

Паузой воспользовалась Земфира Цкаева:

– Ваша честь, после недельного перерыва мы ждали допроса Азамата Цугкиева. Для чего суд дал стороне защиты неделю? Для подготовки к допросу же? Адвокат Багаев не мог заявить ходатайство на том судебном заседании, когда допрашивали следователя Хугаева?

– Каждый имеет право заявлять ходатайства тогда, когда посчитает нужным.

В разговор вклинился неугомонный Сослан Ситохов:

– Следователь Хугаев никак не реагировал на наши вопросы!

Земфира Цкаева моментально парировала:

– Мы сейчас не с вами разговариваем, Ситохов!

– А сейчас не процесс идет!

– Я с вами в полемику не собираюсь вступать! Берегите свое сердце.

– Мое сердце вас не касается!

Земфира Цкаева

Судья Ачеев попытался пресечь перепалку:

– Все, успокойтесь! Сослан!

Вмешался даже герой дня адвокат Багаев:

– Сослан, успокойся. Она потерпевшая. Можно ее понять.

Элина Джиоева, защищающая Алана Хохоева, возмутилась:

– Вот для чего нам сейчас все это надо? Нас постоянно обвиняют в том, что мы затягиваем процесс. У нас нет абсолютно никакого интереса в затягивании судебного разбирательства.

Ей ответила Земфира Цкаева:

– Никто вас ни в чем не обвиняет! Это ваша адвокатская работа. Никто вам не мешает ее выполнять.

Вездесущий Юрий Багаев обратился к Земфире:

– Уважаемая потерпевшая, мне искренне жаль, что Цкаев пострадал именно так.

– Пострадал? Его насильственно убивали не один час, Багаев!

Двоюродная сестра Владимира Цкаева Ирина Демурова добавила:

– Не дай бог никому перенести такие муки.

Тем временем адвокату Ситохова стало лучше, и судья Ачеев решил продолжить заседание.

Неожиданно для всех гособвинители Сослан Абисалов и Марина Царикаева поддержали ходатайство Юрия Багаева.

Марина Царикаева и Сослан Абисалов (в форме)

Адвокат семьи Цкаевых Анджелика Сикоева выступила резко против:

– Я полагаю, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению в связи с тем, что все вопросы, за исключением восьмого (об оказании Владимиру Цкаеву медицинской помощи – прим. «ОсНовы»), уже разрешались комиссионной судмедэкспертизой, ответы были достаточно развернуто обоснованы.

При этом ответ на восьмой вопрос никаким образом не влияет ни на квалификацию инкриминируемых подсудимым деяний, ни на фабулу обвинения, уточнила Сикоева. Она также обратила внимание судьи Ачеева на то, что любой из обвиняемых и их защитников могли оспорить результаты экспертизы еще на стадии следствия, но почему–то предпочли сделать это именно сейчас.

Прокомментировала Анджелика Сикоева и «медицинский» вопрос:

– Эксперты не обнаружили причино–следственной связи между тем, как оказывалась медицинская помощь Цкаеву и его смертью. Вывод был однозначный: смерть наступила вследствие впадения человека в коматозное состояние, а кома была вызвана асфиксией.

Она напомнила, что из показаний, которые давали свидетели, становится ясно, что в РКБ Владимира доставили в агонии:

– Я не знаю, кто из медиков нашей планеты с помощью томографа мог бы вывести человека из такого состояния. Я против удовлетворения ходатайства Багаева.

Поддержал коллегу и адвокат Виталий Зубенко:

– И адвокат Багаев, и вся сторона защиты, которая хором сказала, что поддерживает данное ходатайство, ни один из них не указал на стадии предварительного следствия, что есть некие противоречия.

Всё это время защитники подсудимых ожесточенно и довольно громко переговаривались между собой. Зубенко прервался, посмотрел на своих коллег по ту сторону барьера и произнес с укоризной:

– Если вы перестанете меня перебивать, я закончу быстрее!

Адресаты его реплики примолкли, и адвокат продолжил:

– С одной стороны это ходатайство направлено на затягивание судебного процесса, а с другой – питает некую надежду на то, что при проведении дополнительных экспертных процедур могут быть сделаны иные выводы. Я не понимаю, как можно удовлетворить данное ходатайство, удивляюсь позиции прокуратуры, не основываясь на законе.

Земфира Цкаева и Виталий Зубенко

Земфира Цкаева согласилась с ним:

– Я против. Медики, которых допрашивали в зале суда, согласны были со своими показаниями, которые давали на этапе предварительного следствия. Там никаких разногласий нет.

Ирина Демурова добавила:

– Препарат «Лидокаин», который ввели Владимиру, был ниже терапевтической дозы. Это тоже установлено. Я против удовлетворения ходатайства.

Ирина Демурова (справа)

Выслушав всех участников процесса, судья принял решение удалиться в совещательную комнату. О своем решении Олег Ачеев объявит в понедельник, 7 октября.

После заседания Анджелика Сикоева сказала журналистам, что, если суд удовлетворит ходатайство Юрия Багаева, процесс может быть приостановлен, причем надолго:

– Мы ждали результаты экспертизы по «делу Цкаева» около 3–4 месяцев, в среднем очередь в учреждение, которое проводило исследование, составляет не менее полугода. В случае назначения экспертизы с теми вопросами, которые задал Багаев, рассмотрение дела растянется на значительный период времени. Приблизительно до апреля 2020 года.

По мнению Сикоевой, действия адвоката Юрия Багаева направлены исключительно на то, чтобы затянуть рассмотрение дела:

– Багаев говорил, что не все подозреваемые были ознакомлены с дополнительным вопросом («медицинским» – прим. «ОсНовы»). Но они не могли быть все ознакомлены, так как на тот момент не все, кто сейчас сидит на скамье подсудимых, являлись фигурантами этого дела. Тогда шел процесс объединения дел. Когда дела были объединены, все подсудимые были ознакомлены со всеми материалами уголовного дела, у них была процессуальная возможность не только оспорить назначение экспертизы, но и задать свои вопросы.

Сикоева считает, что предложение Юрия Багаева изменить порядок ведения судебного процесса связано с тем, что у подсудимых не хватило времени на согласование между собой показаний:

– Такое ходатайство требует от суда времени, чтобы вынести определение. Было понятно, что суд удалится в совещательную комнату и огласит решение не ранее понедельника. Таким образом, вполне возможно, что они просто выигрывали время на согласование своих позиций.

Ее коллега Виталий Зубенко считает, что сторона защиты затягивает процесс в надежде, что их освободят от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности:

– УПК не лишает обвиняемых и их защитников возможности заявлять множество ходатайств на любой стадии процесса. С этим ни суд, ни мы ничего сделать не можем. Эта та лазейка, которой пользуются адвокаты подсудимых. Я считаю, что защита затягивает процесс в надежде, что их освободят от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.

7 октября, по всей видимости, станет настоящим днем «икс». В первую очередь, для Олега Ачеева и государственных обвинителей. Ведь и судья, и прокуроры прекрасно понимают: удовлетворение ходатайства подсудимых попросту остановит процесс на неопределенный срок.

 

В тексте использованы аудиовизуальные материалы Крыльев-ТВ, ГТРК "Алания" и "Кавказского узла".

Ирина Кайсинова
рекомендуем
 
00:43
00:14
21/12
21/12
21/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
20/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
19/12
18/12
18/12
18/12
18/12
18/12
18/12