Это реакция на провал в парламенте вотума недоверия министрам внутренних дел и юстиции, которых депутаты пытались отстранить из-за избиения заключенных в цхинвальской колонии
После заседания южносетинского парламента, на котором с перевесом в два голоса не удалось объявить вотум недоверия министрам внутренних дел и юстиции, в социальных сетях появилось обращение экс-президента Эдуарда Кокойты.
Политик в последнее время редко реагирует на события в Южной Осетии, но на этот раз он высказался публично и о ситуации с избиением заключенных в исправительной колонии, и о голосовании в парламенте:
- Ожидал от президента Республики Южная Осетия своевременной адекватной реакции и принципиальной позиции. Но вместо того чтобы отстранить лиц, причастных к этим вопиющим противоправным действиям, от занимаемых должностей и поручить Генпрокуратуре провести по данному делу проверку, глава государства стал всячески выгораживать своих подчиненных.
По мнению Кокойты, «некомпетентно повел себя и генеральный прокурор республики, не предпринявший никаких действий по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств случившегося. Эти ошибки вызвали общественно-политический кризис».
Бывший президент считает, что «власть не побрезговала даже откровенным подлогом, шантажом и давлением на отдельных депутатов», а откровенное фальсифицирование постановления парламента его председателем дало «новый виток политическому кризису» и нанесло «серьезный удар по парламентаризму нашего молодого государства».
На обращение господина Кокойты в «Фейсбуке» отреагировал сам глава Государства Алания Анатолий Бибилов: «Чудны дела твои, Господи!!!»
Был ли ожидаемым такой результат голосования, рассуждает южносетинский политолог Дина Алборова: то, что двадцать человек оказали сопротивление, давало надежду, что в республике есть отдельная ветвь власти – парламент, а в нем люди, которые могут бороться за торжество закона в государстве:
- То, что произошло, вызывает много вопросов. Конечно, муссировались разговоры о том, что на этих депутатов идет большое давление. И, конечно, то, что кто-то может сломаться, было ожидаемо.
По словам Алборовой, избиение заключенных тюрьмы Цхинвала вызвало у депутатов возмущение и требование вернуть все в правовое поле, чтобы виновные были наказаны:
- Дело не в том, что кто-то хороший и плохой, а в том, чтобы восстановить законность и порядок, что нельзя превышать свои полномочия, а те, кто их превышает, должны понести соответствующее наказание, то есть нести ответственность за свои действия.
К тайному голосованию, говорит политолог, в этом случае можно относиться по-разному. С одной стороны, это защита от давления, с другой стороны - способ уйти от ответственности, спрятаться за анонимностью. В последнем случае тайное голосование дает возможность раствориться в общественном незнании, продолжает Дина Алборова:
- Конечно, грустно от того, что ожидания оказались неоправданными. Я думаю, это не только мои личные чувства. С другой стороны, все-таки 16 депутатов отстояли свое мнение до конца, и это радует. Но меня беспокоит не просто ситуация, которая сложилась и вокруг тюрьмы, и вокруг вотума недоверия и вчерашнего голосования. Меня интересуют следующие шаги, потому что каждое действие всегда чревато последствиями.
Госпожа Алборова тут же объясняет, что имеет в виду:
- Вот сейчас, к примеру, вопрос, который меня больше всего заботит: мы очень скоро можем увидеть кого-то из тех, кому выдвигали вотум недоверия, например, кандидатом в председатели ЦИК. А с волчьим билетом кто бы мог за это проголосовать, за такую кандидатуру?
Накануне на заседании парламента спикер Алан Тадтаев заявил, что имеет право пожаловаться на клевету в правоохранительные органы из-за обвинений в подлоге официального документа. Дина Алборова считает, что в обвинениях, которые продолжают звучать в адрес Тадтаева, ответственен и сам председатель законотворческого органа:
- С точки зрения того, что сегодня звучат взаимные обвинения в фальсификации, – этого всего могло бы не быть, если хотя бы сессии или ключевые слушания проходили в прямом эфире, то никаких разговоров, никаких домыслов не было бы по поводу того, кто клевещет, а кто нет, потому что все было бы открыто и прозрачно. Но вот в этой закрытой системе, которую нам устроил парламент сегодня, всегда будут вот такие нехорошие ситуации.
Если руководство парламента не извлечет уроков, общество может стать свидетелем еще не одного кризиса. Чем закрытее парламент, тем больше будет скандалов и в самом законодательном органе и вокруг него, считает южноосетинский политолог.