Первый тренер Мурата Гассиева о том, как складывается карьера его воспитанника.
— Виталий Константинович, расскажите о ситуации в Северной Осетии в связи с пандемией коронавируса.
— Ситуация такая же, как и по всей стране. Люди находятся на самоизоляции. Что касается занятий, то у нас тренировочный процесс идет следующим образом: несовершеннолетние боксеры работают дома, а основная группа тренируется по два человека, и все проходит бесконтактно. Обращу внимание на то, что мы не подходим близко друг к другу, соблюдаем все меры предосторожности. И каждые два-три часа приходят новые два-три человека.
— Представляю, как вы соскучились по работе.
— Конечно, это ведь наша жизнь. Соскучился по полноценной работе.
— Насколько мне известно, к вам для тренировок уже прилетел чемпион WBA Gold во втором среднем весе Федор Чудинов.
— Да, он уже прилетел во Владикавказ и находится в обойме. Сейчас мы проводим с ним объемные работы, готовим фундамент будущей подготовки, ведь мы не знаем дату следующего боя. И когда появятся сроки, мы скорректируем подготовку. Что касается следующего поединка, то мы ориентируемся на 22 июля, на День бокса, а там не от нас зависит.
— Сильно ли повлияла на Чудинова и на вас, в частности, отмена намеченного на конец марта во Владикавказе поединка с малавийцем Айзеком Чилембой?
— Мы ничего с этим не могли поделать, это мировая проблема. И она на всех как-то сказалась. Да, мы проделали огромную работу, Федя был в великолепной форме, и мы были уверены в том, что он покажет свой лучший бой. Если бы поединок был запланирован хотя бы на недельку раньше, то мы бы успели все провести.
«Чудинову не нужно опасаться Каллума Смита, а бой с Альваресом – поединок-мечта»
— Неоднократно общался с Чудиновым, и он каждый раз заявлял о заметном прогрессе во время работы с вами. А лично вы видите заметные улучшения в его боксе?
— С Федором приятно работать, он очень исполнительный. Он и как человек хороший. От этого тоже многое зависит! Федор провел очень много боев (до работы со мной), был чемпионом мира. И как его можно было ломать? Мы что-то просто корректируем, но работу в целом мы не меняем. Общий стиль Феди ломать нельзя, этим можно только навредить. Так что я не скажу, что мы что-то кардинально меняем. Да и повторюсь, этого делать нельзя.
У Федора и до меня были хорошие тренеры, но у нас сейчас с ним полное взаимопонимание, хороший контакт. Самому Федору нравится здесь работать. А обо всем остальном расскажет ринг. Но Федор, действительно, прибавляет во всем. Например, в скорости, несмотря на то, что ему за 30. Проводится большая работа над координацией.
— Как вы считаете, выйдет ли Чудинов снова на чемпионский бой?
— Очень хотелось бы. Это все зависит от промоутеров, но на мой взгляд, он уже готов для того, чтобы выйти на этот уровень. При должной подготовке у него есть все шансы завоевать пояс.
— То есть того же чемпиона WBA (Super) во втором среднем весе британца Каллума Смита опасаться уже не стоит?
— Думаю, сегодня Феде уже не стоит опасаться Каллума Смита. Главное, чтобы мы знали об этом поединке за три-четыре месяца, чтобы была возможность подготовиться именно под него.
— А регулярным чемпионом WBA в этом дивизионе является один из самых известных боксеров современности мексиканец Сауль Альварес. Считаете ли реальным проведение поединка между Чудиновым и Канело?
— Это зависит не от тренера. Если нам скажут, что через какое-то время у нас поединок с Саулем Альваресом… Это поединок-мечта. Мы знаем, кто такие Сауль Альварес и Каллум Смит. С британцем будут хорошие шансы, но с Альваресом будет посложнее. Но не боги горшки обжигают. Если Федя будет в хорошей форме, то он может хороший поединок показать.
— Согласитесь, что никто не даст Чудинову много шансов на победу в теоретическом поединке с Альваресом?
— Говорить можно что угодно. Когда Майк Тайсон боксировал с Джеймсом Дугласом, соотношение было 49 к одному. Даже ставки не принимались, а вы все помните, что получилось (Дуглас одержал сенсационную победу нокаутом – ред.). Все знают, что Федя – боец. Он давно показал, что ему без разницы, с кем боксировать. У него от природы заложено выходить и побеждать. И мы просто должны набрать свою лучшую форму.
«Гассиеву будет достаточно трех-четырех боев, чтобы выйти на чемпиона в тяжелом весе»
— Теперь давайте поговорим об экс-чемпионе WBA и IBF в первом тяжелом весе Мурате Гассиеве. Боксер трижды по разным причинам не смог дебютировать в новом дивизионе, и в последний раз выходил на ринг летом 2018 года.
— Эта история очень неприятная. Но будем надеяться, что все в прошлом, и он в ближайшее время начнет полноценную работу и в этом году дебютирует в тяжелом весе.
— На ваш взгляд, через сколько боев Гассиев сможет претендовать на чемпионский бой в тяжелом весе?
— Надо пока подготовиться к первому бою. Если все пойдет хорошо, то, учитывая его потенциал, мощь, мозги, уровень, будет достаточно трех-четырех боев, чтобы выйти на чемпионский поединок.
— Выступление в тяжелом весе является оптимальным решением? Или стоило остаться в крузерах?
— Мурат же растет. Одно дело согнать семь килограммов, как это было перед поединком с Денисом Лебедевым, а другое – когда больше десяти, как это было перед боем с Александром Усиком. Может быть, это тоже сказалось, ведь в процессе сгонки организм ослабляется. Может быть, из-за этого и случились травмы.
— Гассиев еще во время выступления в первом тяжелом весе спарринговал с тяжеловесами Деонтеем Уайлдером, Энди Руисом. Его оппонентам тогда серьезно доставалось?
— Там были и другие ребята. Он выглядел конкурентным с любым, многим было тяжело, было много нокаутов и не у Мурата. Но это показывать и рассказывать нельзя, это же тренировочный процесс. Хотя бывало, что кого-то увозили в больницу со спаррингов. Так что удар у Мурата очень сильный. С тем же с Уайлдером были конкурентные спарринги.
— Какой совет вы дали Гассиеву после последнего срыва его боя с американцем Джерри Форрестом? Ведь причина срыва заключалась не в травме.
— Я никаких советов не давал. Мурат уже взрослый, сам определяет свои действия. Я могу только помогать. Я радуюсь победам и помогаю в тренировочном процессе.
«После боя с Усиком сказал Мурату, что не надо уходить от Абеля Санчеса»
— Какие у вас отношения с действующим тренером боксера Абелем Санчесом?
— У нас отличные отношения с Абелем, никаких проблем нет. Он великолепный, хороший тренер. Ведь все давало результат, двигалось вперед, но, наверное, в какой-то момент что-то нужно менять. Даже Мухаммед Али, работая с Анжело Данди, к каким-то боям подключал Каса Д’Амато или еще кого-то. Это жизнь, все меняется. Повторюсь, Санчес – хороший тренер, но в какой-то момент подготовки нужно что-то менять. Последний бой с Усиком это показал.
— Какую роль в подготовке Гассиева занимаете вы?
— Я всегда участвовал в подготовке, всегда подсказывал в углу. Однако это не касалось его последнего поединка с Усиком. Тогда я абсолютно не участвовал в подготовке, поэтому было бы неэтично что-то говорить. Я просто был в углу и болел за Мурата.
— Есть мнение, что россиянину надо уйти от Санчеса. На такой шаг, например, пошел казахстанец Геннадий Головкин.
— Мурат лучше знает, что ему делать. Но сразу после боя с Усиком, когда в адрес Абеля началась критика, я сказал, что уходить нельзя. Все же до этого складывалось хорошо. Нужно просто скорректировать работу с Санчесом и продолжать двигаться вперед. Ведь именно с Абелем был пройдет большой путь. И менять тренера из-за того, что в одном бою что-то не получилось, было бы неправильно.
— Мы уже не раз упомянули бой за звание абсолютного чемпиона мира в первом тяжелом весе с Усиком, который состоялся в июле 2018 года. Сейчас же очень многие говорят о реванше.
— Мне самому интересен реванш с Усиком. Но Мурат должен быть в форме, без травм. В том состоянии нельзя было выходить на бой. Если бы от меня зависело и бы знал всю обстановку и проблемы во время подготовки, то я бы не дал боксировать.
«Мурату в тяжелом весе будет легче, чем в крузерах»
— Если Гассиев будет в хорошей форме, и травмы обойдут его стороной, то он справится с Усиком?
— Не надо говорить – справится или нет. Просто был бы другой бой. Выиграл бы Мурат или нет, это показал бы ринг. Усик – это Усик, это великий боксер.
— Как вы считаете, возможен ли реванш между Усиком и Гассиевым?
— Мне был бы очень интересен это реванш через несколько их боев в тяжелом весе. Думаю, этот бой был бы интересен очень многим.
— Какими вы видите перспективы Усика в тяжелом весе с учетом того, что у него нет такого удара, как у того же Гассиева?
— Усик компенсирует то, что у него нет колотушки. Посмотрите на его скорость, ноги. В тяжелом весе вообще трудно что-то предугадать. Думаю, он будет претендентом или вообще чемпионом, как и Мурат. Но Мурату, на мой взгляд, в тяжелом весе будет полегче, чем в первом тяжелом. По ударной мощи Гассиев не будет никому уступать, а по скорости он будет выделяться. В крузерах он выделялся по классу, уровню и мощи. Плюс сейчас у Мурата не будет серьезной сгонки.
— Как родилась идея перехода в другую категорию? Сам Гассиев во время нашего с ним интервью в шутку объяснил свое решение тем, что любит покушать.
— Это естественный процесс, ведь он взрослеет, поэтому нужно было переходить. Плюс тяжелый вес интереснее и престижнее.
— Кого бы вы выделили в тяжелом весе?
— Именно на сегодня это Тайсон Фьюри. Но этого не было года два-три назад, это не было даже, когда он выиграл у Владимира Кличко. Первый бой с Уайлдером показал, что за этой внешней клоунадой он является волевым боксером – вспомните, после каких нокдаунов он поднялся. Фьюри с такой массой хорошо двигается и не устает.
Те же Энтони Джошуа и Уайлдер тоже являются хорошими боксерами, чемпионами. Но на сегодняшний день Тайсон Фьюри выше них.
— К слову, одним из первых соперников Усика в тяжелом весе мог стать 40-летний россиянин Александр Поветкин.
— Бокс Поветкина не дает нам права говорить, что ему надо заканчивать. Он показывает хороший бой. У него впереди хороший поединок против Диллиана Уайта, но я склоняюсь к тому, что именно у Поветкина больше шансов на победу. Александр более дисциплинированный в бою, плюс Уайт совершает больше технических ошибок.
«Путали с Черчесовым и спрашивали про состав сборной»
— Хотелось бы задать пару вопросов о вас лично. Являетесь ли вы узнаваемым человеком у себя в Северной Осетии?
— В Осетии я уже давно узнаваемая личность. Я всю жизнь здесь работаю. У меня всегда были хорошие боксеры, чемпионы. Меня знают и, надеюсь, уважают. После поединка Мурата с Лебедевым, Юниером Дортикосом и другими на бокс стали обращать внимание те, кто раньше им не интересовался.
Попасть к нам в школу очень сложно – конкуренция очень большая. У нас отличный коллектив, хорошие тренеры, но мы не можем разорваться. Но скажу честно – меня никогда не интересовала слава или что-то еще. Я не собираюсь быть политиком или кем-то другим в этой отрасли. Я тренер по боксу и люблю свою работу, люблю работу и с детьми, и со взрослыми. И ничего менять не собираюсь. Слава проходящая.
Да, ко мне подходят на улицах, спрашивают, когда будет следующий чемпион. Так что заводят беседу. Это приятно.
— А вас никогда ни с кем не путали?
— Да, путают с нашим отличным тренером футбольной сборной Станиславом Черчесовым. Несколько раз были случаи, когда ко мне в аэропорту подходили люди и начинали спрашивать, почему я кого-то поставил в состав, а кого-то – нет. Я сразу понимал, к кому они обращаются. Были разные случаи. Хотя мне кажется, что мы не очень-то похожи.