Колумнист "ОсНовы" Мадина Сагеева - о политическом противостоянии на юге Алании.
Как ни странно, но мы, северяне, сегодня учимся у южан политике. У нас ее нет, а у них есть. И очень важно, чтобы они развивали свою демократию, чтобы оставались в цивилизованном русле, чтобы были честными в политических процессах. Получится у них - будет рано или поздно и у нас.
Даже трудно представить такой парламент как сейчас на Юге у нас, начиная от выборов депутатов и заканчивая их попытками раскачать действующий режим. Все взаимосвязано: нет честных выборов - нет депутатов, ориентирующихся на избирателей. Нет поддержки избирателей - нет возможности остаться в политике. Так депутаты служат народу, а не президенту - все просто.
На днях Давид Санакоев опубликовал отличное обращение, сказав все без исключения нужные в данной ситуации слова: про народ, честность, принципы, готовность и прочее, и, разумеется, обвинил власть в увеличении количества погибших в Южной Осетии. Этот пинг-понг, я так понимаю, будет продолжаться бесконечно, потому что катастрофическая ситуация с ковидом на Юге сложилась из двух составляющих: открытой по настоянию депутатов границы и материальной неготовности к пандемии - вину власти и оппозиции можно бы было считать равной, если не брать в расчёт причино-следственную связь. По данным Югосетпотребнадзора, число заболевших коронавирусом за все время наблюдений - 1 449 человек, 1 359 из них заболели после открытия границы с Россией.
Со стороны совершенно очевидно, что давно уже пора прекратить на время искать виноватых, с этим всем все понятно, и предпринять все необходимое, как минимум собраться на сессию и выделить деньги Минздраву. Но из речи Давила Санакоева явно следует, что никакой сессии, если это будет зависеть от него, не будет, пока не будут удовлетворены условия его политического шантажа об отставке генпрокурора.
Если убрать из речи депутата все общие слова о родине, народе и честности, в сухом остатке остаётся только это: Ныхас, как и раньше, требует отставки Джагаева. Любой ценой и даже ценой здоровья нации. Удивительно. Видимо Давид Санакоев не осознаёт, что рискует остаться в истории как политик, поставивший на чашу весов своё самолюбие против собственного народа. При таком выборе красивые речи не имеют никакого веса, только поступки, из которых складываются политические биографии.
В своей речи Давид Санакоев сделал акцент на обязательной законности всех процедур: к примеру, по его мнению, выделять деньги Минздраву на умирающих соотечественников нельзя, так как это решение правительства, не имеющего премьера, которого не утвердил парламент. Феерический цинизм, потому что все знают, что парламент не способен утвердить что-либо, потому что Давид со сторонниками незаконно бойкотируют заседания, настаивая на незаконном решении вопроса с прокурором.
При этом проблемы прокурора Джагаева не существует, если вычленить из этой задачки самолюбие оппозиционеров и непонятное для меня лично желание Бибилова сохранить прокурора. В марте истекает срок полномочий руководителя Генпрокуратуры, которого утверждает парламент по представлению президента. То есть оппозиция ЗАКОННО может не проголосовать за него. Если, конечно, приверженность закону, даже совершенно формальная, в их случае не избирательна.
Есть ещё и третий красивый вариант разрешения проблемы генпрокурора - Джагаев давно мог сам принять решение и подать в отставку, чтобы не усиливать кризис. Так поступают люди команды. Вдвойне этот поступок уместен сейчас, когда оппозиционеры ультимативно заявили: или Джагаев, или население республики. Но, похоже, на Юге главный политический принцип - меряться размером оскорбленного самолюбия, будь то президент, оппозиция или прокурор.
Чем отличались всегда югоосетинские общественные деятели от североосетинских? Они умели мыслить категориями национальной политики. Могли вычленить главное и второстепенное. Главное сегодня понять - в республике гуманитарная катастрофа. Когда болеет 1,5 тысячи человек, а госпитализировать ты можешь только 350 - это называется катастрофа, а не «набор коллективного иммунитета». И это испытание можно пережить только сплотившись и забыв о разногласиях. В ближайшее время парламент Южной Осетии соберётся на очередную сессию. И голосовать или нет за спасение своего народа - каждый депутат, независимо от фракции и партии, будет решать сам.