общество / 29 апреля 2022, 17:3729.04.2022, 17:37
1714348899
/ 1697

«Их долго не могли вывести из комы, с трудом спасли девочек»

Баловство с последствиями или к чему приводят опасные зависимости?

Руководитель аппарата антинаркотической комиссии Северной Осетии Луиза Лебедева рассказала «ОсНове» - о деятельности комиссии и силовиков в борьбе с «белой смертью» и случаях подростковой наркомании.

 

- Какие основные направления работы республиканской антинаркотической комиссии?

- С 2008 года во всех субъектах РФ были созданы антинаркотические комиссии. Председателем во всех субъектах является высшее должностное лицо. У нас – Сергей Меняйло. Основные направления деятельности комиссии – это координация антинаркотической деятельности в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков, психотропных веществ, профилактика наркомании, реабилитация и ресоциализация наркопотребителей, а также мониторинг и оценка развития наркоситуации.  Эти направления, соответственно, уже дают  дополнительные направления.

- Расскажите о них

 - Нами разработан перечень приоритетных направлений для республики. Это совершенствование антинаркотической деятельности госконтроля за оборотом наркотиков, профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков, сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное с негативными последствиями потребление наркотиков, сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Луиза Лебедева

- Ранее вы отметили, что наркологическая ситуация в республике по итогам прошлого года по сравнению с 2020 годом не изменилась и определяется как «сложная». Нейтральной вы назвали ситуацию в Дигорском, Ирафском, Кировском и Правобережном районах. А в каких районах ситуация наиболее сложная?

- Наиболее сложной ситуация считается все-таки во Владикавказе и Пригородном районе. Мы рассчитываем ситуацию по баллам. Кстати говоря, сложная ситуация – это не совсем плохая. По методике расчета есть 4 критерия оценки наркоситуации: нейтральная (пока что ни в одном регионе страны она не установлена), сложная, предкризисная и кризисная. В целом по республике у нас 28,8 баллов. Предкризисная ситуация начинается с 50-ти. Поэтому мы как-то пока держимся. А вот во Владикавказе – 48,6. То есть он близок  к предкризисной ситуации. В Пригородном – 40,3.

- В 2020 году Владимиром Путиным была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики страны до 2030 года. Насколько эффективнее стали работать ведомства в Северной Осетии после этого указа?

- У нас разработан план, который утвержден главой республики. По нему ежегодно 2 раза все ведомства отчитываются об исполнении проведенных мероприятий. Все они направлены на то, чтобы выполнить показатели эффективности реализации стратегии.

Для эффективности у нас разработаны показатели (индикаторы): вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков, криминогенность наркомании,  количество случаев отравлений наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних, количество случаев смерти в результате потребления наркотиков (это все на 100 тыс человек).

- А есть результаты?

- Да, конечно. В этом году у нас значительно снизился показатель вовлеченности в незаконный оборот наркотиков. Значение показателя ранее составляло 262,5 баллов на 100 тыс населения. В 2021 год он у нас был уже 236. Это количество лиц, совершивших уголовное преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, плюс число лиц, совершивших административные правонарушения в этой же сфере. Удельный вес этих наркопреступлений был очень высоким. В 2020 году он был одним из самых высоких на территории РФ. Если среднероссийский показатель за 2020 год составлял - 9,4%, то в Северной Осетии - 23,7%. И, что удивительно, почти такая же картина отмечалась в большинстве субъектах СКФО.

В 2021 году показатель сократился и составил - 17,3 %. Из более 8 тыс зарегистрированных в 2021 году в республике преступлений, 1 412 – были связаны с незаконным оборотом наркотиков. Криминогенность наркомании тоже снижается: в 2019 году этот показатель составлял 158,4 на 100 тыс населения, а в 2021-м он снижен до 140.

В 2016 году,  когда мы проводили мониторинг,  обнаружили, что статистика наркокомы - всего 3-5 человек за год. А мы-то знаем, что все время «скорая» спасает таких людей. Стали более внимательно в этом разбираться, уже лучше пусть будет объективная картина.

- Какова в республике статистика смертности от употребления наркотиков?

- В 2021 году 11 человек умерли от передозировки. А если говорить о случаях, когда во время судмедэкспертизы в организме были обнаружены наркотики, но у них не зафиксирован передоз, то таких было более 40.Причина смерти от острого отравления наркотиками устанавливается по объему обнаруженного в организме наркотика при вскрытии. Соответственно, статистика здесь тоже может разниться. В последние годы на этот показатель влияют синтетические наркотики. В основном все смертельные случаи за последние два года от метадона.

- Антинаркотическая политика также ориентирована на то, чтобы создавались негосударственные реабилитационные центры. Сколько у нас их насчитывается и как они работают?

- Негосударственные  реабилитационные центры созданы в республике на базе общественных организаций. У нас нет платных центров, как в других регионах. Их всего 6. Центры нам не подчиняются - они самостоятельные.  Тем не менее мы стараемся как-то взаимодействовать с ними, наблюдать за их работой. Они тесно взаимодействуют с нашим государственным реабилитационным центром. Таких реабилитационных центров, кстати, очень мало в России, а в СКФО - нет. По России он в числе 4 лучших. Мы открыли и второе отделение в Горной Санибе, и оно успешно функционирует. В таких центрах, к слову, не оказывается медпомощь. 

- Почему?

- Медпомощь может оказываться только в организациях, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность. Они оказывают социальную реабилитацию. В этом плане с ними взаимодействует министерство труда и социального развития республики.

 - Сколько в республике бывших наркозависимых людей? Как поддерживается их реабилитация?

- Это очень тяжело посчитать и практически невозможно. Никто не придёт и на учёт добровольно не встанет. Больные наркоманией могут быть поставлены на учёт, если они сами желают лечиться. Но бывают, конечно, иные случаи. Допустим, если связано с исполнением решения суда. Тогда лечение в обязательном порядке.

Из числа лиц, которые прошли лечение, 30% в течение двух лет находятся в стадии ремиссии. То есть не употребляют наркотики. Это очень хороший показатель.

- Какова ситуация с подростковой наркоманией? Насколько она актуальна для нашей республики?

- В наркологическом диспансере на сегодня с диагнозом «наркомания» нет ни одного несовершеннолетнего. Были с эпизодическим употреблением трое несовершеннолетних. По достижению возраста они переведены в другую группу. Есть, конечно, дети в группе риска. Но на учёте пока никого нет. В 2020 году у нас был беспрецедентный случай. 15-летние девочки попали в РДКБ в состояние комы, две из них были на ИВЛ. Их долго не могли вывести из комы, с трудом спасли девочек. Они тоже отравились метадоном. Причем девочки были в компании взрослых парней, которые их вроде бы угостили наркотиком. Но это, наверное, было не впервые. В 2021 году у нас был только один случай острого отравления несовершеннолетней школьницы. Держим ситуацию с подростками на пульсе, поскольку это самые уязвимые точки.

- Какие работы антинаркотическая комиссия ведёт с ними?

- На базе школ часто проводятся социально-психологические тестирования на предмет раннего выявления употребления наркотиков. На сегодня для детей до 15 лет это считается добровольной процедурой и с согласия родителей, а после пятнадцати они сами решают.  Это, конечно, настораживает, когда школьники сами отказываются от процедуры. Есть группа риска. Определён процент. С детьми работают. В этом плане министерство образования и науки проводит большую работу. Потом совместно с наркодиспансером проводим медосмотры.

- Как часто проводят медосмотр?

- Каждый учебный год.

- Профилактические мероприятия дают эффект?

- Если посмотреть статистику, то желающих пройти тестирование все больше. Это говорит о том, что они не боятся. Изначально отказы были, и это настораживало.

- С чего, по вашему, начинается «наркомания». Традиционно - с алкоголя и сигарет или же других вредных привычек?

- Как правило, когда дети начинают в школьном возрасте употреблять что-то - это уже ведёт к негативу, вызывает зависимость, и это идёт дальше. Многие считают, что «марихуана» - это трава, что это не наркотик. Они просто «балуются», но это баловство имеет последствия. Это западная субкультура. Молодежь подражает друг другу. А если бы они были заняты чем-то другим, то проблема была бы не так остра. Все-таки и подростков, и юношей надо всячески вовлекать во внеурочную деятельность. Чтобы они были увлечены чем-то полезным и в голову не приходили дурные мысли.

- А как, на ваш взгляд, справляется правоохранительная система с проблемой распространения наркомании?

-  Она ориентируется на тяжкие и особо тяжкие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. В последнее время больше стало выявляться факты незаконного сбыта, преступлений групповой направленности. Все выявляется своевременно. И в то же время, сейчас органам работать сложнее, так как наркотики распространяются в основном через закладки, и делается все через интернет. Это очень тяжело отследить Но тем не менее оперативники совершенствуют свою деятельность. Радует, когда население помогает и информирует.

Элина Хугаева
рекомендуем
 
28/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
25/04
25/04
25/04
25/04
25/04
25/04
25/04
25/04
25/04