общество / 3 августа 2023, 03:4203.08.2023, 03:42
1716207546
/ 457

«В актёрстве не сделал даже сотую часть того, что мог!»

«Крестный отец» осетинской спортивной журналистики Урузмаг Баскаев отмечает 80-летний юбилей

фото: prospect-sk.ru

В своем плотном предъюбилейном графике он нашел время, чтобы честно рассказать «ОсНове» о любимой работе, упущенных возможностях и оставшихся в блокнотике творческих задумках.

- Кто он - Урузмаг Баскаев: киноактер, журналист или спортивный журналист?

- С одной стороны, если назвать себя и одним, и вторым, и третьим, прозвучит так, будто хвастаешься. С другой стороны, когда твои жизненные пути получились такими, то это надо воспринимать как действительность. Так сложилась жизнь, и эти обязанности пришлось выполнять. Причем пришлось не потому, что кто-то меня заставлял, а потому что душа звала, были желание и увлечённость!

- В последние годы работаете в народной газете «Растдзинад». А по телестудии не скучаете? Или давно перебороли в себе ностальгию?

- Если человек приобрёл какой-то опыт и знания, и для него это была любимая, душевная работа, то, конечно, в любом случае  будешь скучать, вспоминать об этом и часто задумываться, что еще мог бы сделать и не сделал. У меня были еще планы, причем не все они были связаны со спортом. Были и те, которые касались искусства, были связаны с театром, историей кинематографии. Такие задумки возникли еще во время работы на телевидении. Пришлось уйти, осталось какое-то чувство вины себя за несделанное. В целом здесь (в редакции «Растдзинада» – прим. ред.) тоже похожая работа. Как минимум 20-25 лет я отдал конкретно пропаганде спорта на телевидении. В общем-то приличное время! Придя в газету, я, естественно, занимался нужным для моей души делом. Не знаю, как это получается и насколько это людям нравится, но, во всяком случае, когда мне звонят и даже могут чуть-чуть покритиковать, меня это ни в коем случае не обижает и не раздражает. Наоборот, мне становится приятно, значит, кто-то интересуется, и все это надо учитывать и работать лучше. Даже в моём возрасте учиться не вредит, наоборот, ещё больше надо учиться!

- Говоря об упущенном времени, вы имеете в виду цикл программ, посвященных стихам осетинских поэтов-фронтовиков и телеочерки о деятелях культуры?

- Было еще больше планов. Недавно я перелистывал свои старые записи и нашёл все мои запланированные программы. Их около 40-50. Там были различные темы, в том числе связанные с нашими земляками, живущими далеко от Осетии, даже за границей, не говоря уже о тех, кто в России. Были и телеочерки о выдающихся людях и даже просто интересных людях –земляках с непростой судьбой. Мои желания не осуществились по разным причинам. Человек должен иметь какую-то сильную поддержку, находить для этого возможность - иногда материальную. Бывают и другие препоны. Тем более на всё это нужно время! Наверное, так не только у меня, а у всех, кто занимается этой профессией. У всех них есть такие упущения, нереализованность.

- Если бы ваша задумка удалась, о ком прежде всего хотели бы рассказать?

- Было много интересных фамилий. Там были наши земляки, которые проявили себя в спорте, искусстве и, конечно, в литературе. Когда времена стали меняться, и у нас пошёл бум бизнеса, в то время были люди, пытавшиеся здесь что-то сделать, но потом они решили уехать из России, потому что их вынудила ситуация. Например, хотел бы сделать очерк о Владиславе Хаблиеве: он обосновался в Швейцарии, сегодня живёт и в Португалии, и в Швейцарии. Человек большого размаха! Очень много добрых дел сделал для своего села Зильги.

В своё время было желание рассказать о бывших моряках. Есть такие люди, которые вкладывали большой труд, и Бог им подарил очень интересную судьбу. С интересной судьбой был капитан дальнего плавания – младший брат знаменитого Юрия Кучиева. Его брат работал в Мурманском морском пароходстве. Другой наш земляк Кокаев был вторым после капитана – главным механизмом. Он несколько раз спасал корабль от беды. Это геройство! В такие ситуации они попадали, и он выкручивался. Тем не менее это был очень скромный человек, и о нем я тоже не успел рассказать.

У меня были задумки о фронтовиках, которые очень достойно провели то время: и на войне, и после войны, и какие они были уже при нас, молодом поколении. Какими мы их видели и какими мы их запомнили. Эти люди были для нас примером! Не удалось, потому было что очень много ежедневной рутинной работы, которая отнимает массу времени и сил. Значит, я не смог найти такой выход. Это всегда журналиста в какой-то степени расстраивает.

- В вашем послужном списке киноработ участие в девяти проектах в качестве актера. Но, пожалуй, самая известная - роль тракториста Бибо из «Во всем виновата Залина». Культовый фильм, можно сказать. Это самая дорогая для вас роль?

- Больших ролей у меня особо не было в кино, потому что я все время это сочетал с работой в картине. Даже снимаясь, я одновременно выполнял функции второго режиссёра или ассистента режиссёра, потому что был участником этого кинопроизводства. Честно скажу, в актёрском плане, я считаю, даже сотую часть не сделал того, что мог бы. Говорю об этом уже без скромности. Порой были такие моменты, когда видел, что вот такой-то образ сделал бы немножко по-другому. Я вижу его таким, но я не режиссер. Это его прерогатива, кого брать на роль.

- Один из известных деятелей культуры писал, что «вы не только умный актёр, но и талантливый». Разве этого не достаточно для подтверждения ваших заслуг?

- Это написал на театральной программке Маирбек Цихиев. Какой был талант, широкого мышления человек! Он ставил спектакль «Ревизор», в котором играли уже все проверенные актеры, а я тогда был сравнительно молодым. И там была роль лекаря (немецкого происхождения) Гибнера, который не знает ни слова по-русски. Цихиев ко мне обратился: «Урузмаг, давай!». Во время премьеры спектакля зал был забит. После спектакля известные люди, бывшие артисты, различные деятели вплоть до министров поздравляли артистов, Цихиева с очень хорошей постановкой. Помню, подходит к нам известный артист, который потом стал режиссером – Давид Темиряев. Говорит: «Скажите, кто играл Гибнера, покажите мне его?!». Он меня прекрасно знал, но в этой роли не узнал. Он не поверил. В этом спектакле был блестящий состав. Городничего играл Бало Тхапсаев. Нет ни одного актёра или актрисы, о ком без восторга не вспомнить. А Гибнера я придумал по-своему: историю того,  как он в Россию попал, какими он видит этих людей, не имея возможности сказать ни слова по-русски. После этого Цихиев написал на программке спектакля: «До сих пор я знал, что ты умный актер, теперь я знаю, что ты еще и талантливый».

- Вы здорово сымитировали его голос. Он действительно разговаривал так?

- Я его так имитировал, что если его голосом куда-нибудь звонил, то там начинали шевелиться: «Цахиев сказал, что...».

- Неужели верили?

- Не узнавали, что это я. Были такие времена. Я это к тому, что у актеров есть элемент везения, есть основная зависимость от репертуара: что ставится, какие в пьесе персонажи и какие происходят в ней события, а также кто по своему характеру и своим данным может раскрыть того или иного персонажа наиболее ярко, точно и вписаться в общую канву. Бывают и чисто человеческие отношения. Не зря же говорят, что актёр - это зависимая специальность. В то же время нужно понимать, что здесь зачастую бывает необходимость поставить на ту или иную роль именно того, кого выбрал режиссёр. Это надо понимать и прощать, а не скандалить.

- К слову, та театральная программка сохранилась?

- Программка хранится где-то в архиве, надо поискать. Премьера спектакля состоялась еще в 70-м году.

- Урузмаг Биболаевич, все же какую свою роль считаете любимой?

- Все, что ты делаешь, так или иначе ценно. Другое дело, когда ты знаешь, что ты можешь намного больше сделать. Если это людям нравится, и если я у кого-то вызываю какие-то приятные чувства, значит, и у меня на душе облегчение. Хотя даже в этих ролях можно было больше, но по сценарию сверх того, что есть, не перепрыгнешь.

 - В той же роли лекаря вы отличились, при этом не произнеся ни слова?  

- Да, но в кино несколько другая ситуация. А на сцене ты всегда на виду, не скроешься. В кино же тебя могут не снимать с какого-то ракурса, могут не показывать.

- В ваши молодые годы Осетинская студия сняла десятки прекрасных фильмов. Сможем ли когда-нибудь повторить?

- Не знаю, вернутся ли те времена, но я вспоминаю те времена и сравниваю с сегодняшними. В советское время было хорошо тем, что центром была Москва. Она отвечала за весь Советский Союз, и там старались, программировали помощь и развитие национальных культур. Они помогали, насколько это было возможно - и материально, и технически. Создавали условия для обучения кадров в Москве. В этом плане человек чувствовал себя комфортнее. Был стимул. Люди, которые приходили тогда в кино, были по-настоящему энтузиастами. Мы ведь зарабатывали небольшие деньги, но все вкалывали в буквальном смысле, были увлечены этим делом. Потому у нас и получилось за короткое время развить кинопроизводство в Осетии до такого уровня, чтобы охватить весь Северный Кавказ и стать центром телевизионного кинопроизводства всего Северного Кавказа. Это стало возможным благодаря талантливейшему руководителю, болеющему за это душой – Ахсарбеку Татаркановичу Агузарову. Это удивительный человек! Личности много решают, такие личности нужны и сегодня. Если они появятся, я думаю, может снова родиться кино.

- Тогда в фильмах показывали людей дела – тружеников села, строителей, учителей. А сейчас, по-вашему, кто был бы главным героем?

- Это, конечно, зависит от того, кто что видит сейчас в жизни. Чтобы написать сценарий или пьесу, нужно глубоко знать проблемы каждого человека, труженика и, конечно, общества, в котором мы живём. Я бы очень хотел создать фильмы о тех людях, на ком держится мир. Говорят, что «мир держится…», и после этого начинают искать и говорить о добившихся каких-то выдающихся результатов. А я говорю, что мир держится на хлеборобе, на крестьянине. В советское время это знали, и рабочему воздавали должное. Перехлесты не нужны, но последнее время кто видел, чтобы простой работяга был героем какого-нибудь произведения или телепрограммы? Жизнь держится на таких людях, и надо обратить на них внимание, иначе мы потеряем основу.

Сегодняшняя философия, к сожалению, почему-то витает несколько на других высотах. Конечно же, нужно рассказывать о людях, которые стремятся делать что-то светлое, хорошее; о тех героях, которые действительно достойны особого уважения, потому что они отдают всего себя людям.  И такие бескорыстные люди есть.

Карина Икаева
рекомендуем
 
14:27
14:12
13:59
13:19
13:01
12:51
12:45
12:36
11:04
19/05
19/05
18/05
18/05
18/05
18/05
18/05
18/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05