силовые структуры / 8 августа 2023, 19:4108.08.2023, 19:41
1714607185
/ 2377

«Хорошо «Алания» воюет? Не то слово, прекрасно!»

Запорожские заметки директора театра КВН Сослана Плиева.

На второй день нахождения в Запорожье - не важно, на линии соприкосновения ты, прямо за ней в тылу, или ещё дальше - прекрасно начинает работать один рефлекс. Ты постоянно посматриваешь на небо и прислушиваешься к звукам с этого самого неба. Чёрный силуэт беспилотника идеально виден на голубом. А жужжание мотора слышно несмотря на высоту его полета.

И потом, через неделю, уже дома, ты нет-нет слушаешь и смотришь: не летит ли какая тварь, дабы скинуть тебе на голову "бомбу" или не прилетит ли за ней следом подружка-ракета. 

В этом посте не будет фоток из серии «а вот я на войне в каске и с пулеметом, на танке». Я поехал в зону СВО не в блоготур (прости Господи, но блоготур туда, где воюют, это какой-то изврат), не как корреспондент, а по своим делам и со своими целями. Возможно, попозже расскажу о них. А так как «туда» ехал глава республики, я просто пошёл прицепом, пообещав не создавать проблем окружающим.

Не будет фоток позиций бойцов наших батальонов, ибо разведка ВСУ работает великолепно: сам убедился, когда через 10 минут после нашего появления в одном лесочке прилетела «Фурия» и её долго пытались отогнать из стрелкового оружия. Мы не стали ждать, что прилетит следом (как правило, какой нить Himars бывает) и свалили. Не любопытные мы в этом смысле.

По косвенным приметам на фотографиях делается привязка к местности и обнаруживаются позиции подразделений и «располаги» командных пунктов. Так что, извините, фото «а вот это штаб», тоже не будет.
Ну, и светить, даже случайно, наших ребят, которым может светиться не рекомендовано, не хочется.

Тезисно, исключительно собственные впечатления о войне, которые можно получить за неделю, что, конечно, совершенно не делает меня экспертом. Так, обыватель, которому разрешили что-то увидеть. Но ответы на некоторые вопросы, которые сам себе задавал, получил. Думаю, у многих такие вопросы возникают. Буду как акын: что увидел - расскажу. Не всё, конечно, ибо давал подписки, обещания, да и сам не дурак. И про наших пацанов там, и про бывшие украинские территории, и даже про Меняйло. Надеюсь, он не обидится.

Разрушенные фантазии и глупые стереотипы

Война представляется многим как бесконечная череда боев, атак, подвигов и привалов, где усталые бойцы чистят оружия, починяют гимнастерку и поют про огонь в тесной печурке. Романтика.

Не-а. Война это тяжёлая рутина. Работа. Со сложной логистической и управленческой системой. Да, тут люди убивают других людей, и подвиги совершают, и собой жертвуют. Но это без пафоса всё. Обыденно.

- Как у вас дела тут?

- Да нормально всё. Вчера "Бредли" сожгли. Позавчера "Леопард" грохнули. 

Это вот реальный диалог, который я слышал на КП одного из полков. Очень скучным голосом человек сказал.

Со стороны вообще не понятны масштабы военных действий. Находясь "внутри", понимаешь, что воюют тут очень по-взрослому. Мы создали линии обороны, которые противник пытается взломать. Наши ему это сделать не позволяют.

Мы, получив несколько унизительных уроков первого этапа СВО, стали делать все как надо, а не как хочется. Почти всё.
Я видел командные пункты и штабы на глубине нескольких метров под землёй, вход в которые выглядел как вход в землянку. Но внизу десятки метров коридоров с отсеками и "комнатами". Такие "муравейники" берегут людей от прилётов, и их не видят дроны разведчики.

Дроны разведчики. Пару лет назад это словосочетание было из "Звёздных войн", сейчас - обыденность. Эта война - безумно технологичная. Убивающей электроники там чуть меньше чем стреляющего железа.

КП выглядит примерно так: подземное помещение, на стенах здоровые мониторы, компы, ноутбуки, какие-то неведомые девайсы, люди в форме, некоторые из которых вообще не похожи на военных, а смотрятся как типичные айтишники. На одном экране вид сверху на огромную территорию. Картинку мониторит человек, который время от времени произносит что-то вроде: "Сектор 130, квадрат 7, движение", откуда-то сбоку звучит: "Принято, пошёл", и уже на другом мониторе картинка начинает двигаться и земля приближается и становится видно, что там действительно движение. И снова голос, уже третий, который в какую-то неведомою рацию отдает приказ открыть огонь. На мониторах через несколько секунд беззвучные взрывы и скучный голос: "Цель поражена". И все по новой. Война в прямом эфире.

Но все эти военные приблуды из будущего, все эти высокоточные снаряды, умные ракеты, беспилотные летательные аппараты ничего не стоят без обычных пехотинцев, разведчиков, танкистов, артиллеристов и ракетчиков. Потому что после ракетно-артиллерийского удара по расположению ВСУ, туда заходят наши штурмовики. И в танках сидят живые люди.

​​
Наши? Наши!

Ещё одно распространенное заблуждение: там все добровольцы воюют исключительно из-за денег. Далеко не так и далеко не все. Хотя, да. Много пришли из-за финансовой составляющей. Но со временем для большинства мотивация меняется. Это сами бойцы говорят. Деньги становятся даже не вторичным фактором. Я не могу сказать, почему так происходит. Возможно, деформация сознания. Возможно, появление личных счетов к хохлам. Возможно, верх берет наша мужская природа, где война одна из генетически заложенных программ.
Конечно, есть и адреналиновые "наркоманы", и тех, кого называют "псами войны". А кому-то на войне просто проще. Вот мы. Вот они. Мы убиваем их, они убивают нас. Не берусь делать выводы о мотивации каждого...

Мифы и слухи про батальоны "Алания" и "Шторм-Осетия" - одни из самых устойчивых и противоречивых. В глазах обывателя это такие лихие башибузуки, корсары, махновцы и абреки, которые носятся по степям то Херсонщины до Азовщины на пикапах с пулеметами, в рукопашную косят «укропов», в свободное от боев время танцуют симд, пьют араку, получают миллионы, или же вообще сидят в тылу и не воюют, и при этом никому не подчиняются, кроме своих командиров: страшного и бородатого «Скифа», который ходит с кинжалом и постоянно рычит, или злого «Короля», который, что хочет, то и делает и не выполняет приказы.

Расстрою некоторых и развею этот милый большинству осетин (особенно молодых и глупых) миф.

Батальон "Шторм. Осетия" - штурмовики. Штурмовая пехота, состоящая из добровольцев и входящая в состав Вооружённых сил РФ.
У них есть боевые задачи, поставленные командованием, есть зоны ответственности и репутация отважных, которую они добыли в боях.
Сейчас в Запорожье они ломают наступление ВСУ и сами контратакуют. Второй созданный осетинами батальон из жителей Северной и Южной Осетии. Совершенно бесстрашные люди, которые всегда заметны на любых участках линии боевого соприкосновения.
"Шторм" так трепал украинскую армию, что против него была даже проведена отдельная информационная операция. Вы, наверно, помните, летом хохлы в своих СМИ похоронили весь наш батальон и разгоняли про "300 уничтоженных оккупантов". Фейк быстро разоблачили, и "Шторм" продолжает громить врага.

Батальон "Алания" – подразделение, выполняющее функции диверсионно-разведывательные на фронте и в тылу противника. Придано оно командованию армии. И приказы выполняет и задачи решает, полученные от вышестоящего командования. Да, это не строевая часть, где все ходят гладко выбритыми молодцами и в красивой форме как на канале "Звезда". О, ужас! Некоторые из них носят бороды.
Но, ещё раз. Они - очень мобильное, отлично вооружённое подразделение армии России со специфическими задачами. И готовят их специалисты из эээ... Ну, скажем так, организаций, которые не любят публичности. Судя по результатам, готовят хорошо.

Взаимодействует батальон с разными частями армии. Очень утрировано - они как спецы на аутсорсинге: есть задача под "Аланию", они появляются, отрабатывают, все счастливы. Кроме врага.

Но, при этом есть тут и минус. Опять-таки реальный диалог Меняйло с командиром одного из полков:

- Как наши?

- Просто отлично. Все чётко. У нас полнейшее взаимопонимание.

- То есть хорошо "Алания" воюет?

- Не то слово! Прекрасно.

- А почему тогда вы не подаёте их результаты отдельно в отчётах? Понятно, одно дело делаем. Но все же. Парни заслуживают, чтобы о них командование знало.

- Ну... Не подаю...

- Почему?

- Честно сказать, товарищ вице-адмирал? Они - лучшие тут! И если я начну показывать их результат, их заберут у меня и перекинут на другой участок фронта.

- Подавай. Не заберут. Мы это проговорили.

 

«Проговорили» и «проблемы роста» батальона «Алания»

Зачем глава республики так часто совершает поездки в зону боевых действий СВО? Очень банальный ответ. Он чувствует ответственность за наших. Всё. Других причин я не увидел.

Конечно, не могу знать всех целей Сергея Ивановича, но чему был свидетелем лично: имея огромный опыт военный и организационный, он максимально упрощает и оптимизирует связь командиров "Алании" и "Шторма" с "соседями" и командованием. То самое "проговорили". Опять-таки то, что видел и слышал сам: вице-адмирал Меняйло "проговаривает" на очень разных уровнях в интересах наших парней. Причем выглядело это совершенно рутинно и не показушно, да и согласитесь, вряд ли  глава республики встречался с командующим армии, чтобы произвести впечатление на директора театра КВН.

Несколько комплементарно, конечно выглядит, но вице-адмиралу, думаю, пофиг до моих комплиментов. У него репутации и авторитета с запасом и без постов в телеге. Бойцы эту поддержку Меняйло весьма ценят. Всегда проще в бою, когда прикрыта "спина". 

Но, вернёмся к батальонам. Это, видимо, врожденная черта осетин - хорошо воевать. Хотя сейчас в "Алании" и "Шторме" воюют уже не только осетины. И к нашим продолжают проситься бойцы разных национальностей из разных регионов. Мне показалось, что фронт, это как деревня - все всё про всех знают. И все знают, что осетины берегут личный состав, грамотно воюют, хорошо экипируют и вовремя кормят. При этом так же всем известно, что в батальонах жёсткая дисциплина, сухой закон, служба по уставу и доминируют взаимоотношения, принятые в осетинском социуме. Естественно, когда последнее не мешает решению боевых задач.

То, что в первые месяцы формирования "Алании" были проблемы, никто и не скрывает. Мне сами бойцы рассказывали, что да, был бардак (как и во многих частях), были "случайные пассажиры", которые не воевать приехали, были наркоши. Но! Способность к самоочищению, признанию ошибок и перестройке системы говорят о том, что в батальоне "Алания" все стало гораздо здоровее. Это, конечно, во многом заслуга главы. Он изначально был инициатором создания подразделения, и когда всплыли проблемы, он в отличие от многих, заметать мусор под ковёр не стал. Проблемы купировали жёстко. Выгоняли людей, меняли принципы командования, загоняли на полигоны и принимали другие, вообще непопулярные, меры воздействия на непонимающих.

Ситуация не идеальная и сейчас, наверняка, но суровые меры, очевидно, пошли на пользу.

Меняйло особо не стеснялся, когда доносил до меня свою жёсткую и при этом простую позицию:

- Это наши? Наши! Мы за них отвечаем? Отвечаем! Косячат? Надо воспитывать. Не воспринимают? Будем "ломать". Это война! Тут дисциплина и порядок нужны. Будет бардак, будут потери. Если мы своих некоторых не будем "ломать", их будут ломать другие. А это не правильно. Мы сами должны наводить порядок у самих себя.

На Украине сейчас воюет примерно 15 000 уроженцев Осетии. И, повторюсь, все всё про всех знают. Особенно о неблаговидных поступках. И если, допустим, около 500 человек это добровольцы, то основная масса - контрактники МО, мобилизованные, а также находящиеся в командировках СОБРы, ОМОНовцы, громовцы и ещё всякие ЧВКашники. А это не только "Вагнер".

Кстати, тот самый убийца Техов контракт подписал с министерством обороны и воевал в составе, если я ничего не путаю, ЧВК, относящейся к этому самому министерству. Мне совершенно не нравится эта практика. Моё мнение, заключённых, отбывающих срок по "тяжёлым" статьям, отправлять "искупить" вину нельзя. Некоторые из них вернутся и будут проблемой. Не долгой, как история показывает, но будут.

 

Интендант от Бога

В плане материально-технического обеспечения батальоны Осетии, пожалуй, самые благополучные в Запорожье. Вооружение, транспорт, одежда, сферы, броники - есть всё. Броники кстати - огонь! Лёгкие, удобные и при этом 5-й класс защиты. И если я правильно понял, производство их налажено в Моздоке. Всякие технические примочки для войны в батальон регулярно привозят на испытания.
Я так-то оружием интересуюсь, но столько интересного давно не видел.

У "Алании" отлично работает логистика и тыловое обеспечение. Это заслуга Сослана Андиева, хотя он, кажется, обиделся, когда я назвал его "тыловиком".

Сослан на войне с первого дня. Я не знаю, чем он занимался до, но сейчас это интендант от Бога. Обеспечение подразделения в условиях фронта - это важнее танка или коптера. Сейчас постараюсь объяснить. В месте дислокации наших ребят пить воду из-под крана нельзя. Не питьевая она. Значит, нужна вода. Вот возьмём абстрактное подразделение численностью... ну, пусть 300 бойцов. В день взрослый человек выпивает примерно литра два воды. Там сейчас жара страшная, поэтому может и больше. Но пусть 2 литра. Итого 600 литров в день. Восемнадцать тысяч литров в месяц. 18 тонн! Это по минимуму. Теперь представьте себе, если неподалёку от линии фронта начинает регулярно разъезжать водовоз... Как вы думаете, как скоро в расположение части прилетят ракеты?

То есть на примере воды становится понятно, что обеспечение - это очень важно. А ведь есть ещё еда. Медицина. Средства гигиены. Автотранспорт. Генераторы. Снаряжение. Средства защиты. Зимой печки-буржуйки. И ещё куча всего. Вот это все организовывает Сослан Андиев - руководитель единого центра материально-технического обеспечения военнослужащих РСО-Алания в Запорожье. Совершенно гениальный военный менеджер. Вообще без иронии говорю. Потому что кроме наших двух батальонов на этом участке, к Сослану обращаются, кажется, все, и не только осетины. Его все знают, он всех знает, и, по-моему, у него есть всё. И каждый день он на своём пикапе, в котором вода, припасы, средства разведки и ещё много чего, накручивает по 200, 300, 500 километров по дорогам Запорожья. У него постоянно тренькает телеграмм, он решает тысячи вопросов.

Сослан Андиев, позывной "Транзит", отец шестерых детей, агроном по образованию и воин по духу. Трассу «Мелитополь–Васильевка» уже все называют алагирской трассой. А возле какого-то штаба, в каком-то глухом лесу, на дереве было написано "Сунжа".

 

Встречи, смех и впечатления.

Познакомился с ребятами - медиками-добровольцами, которые работают врачами в районной больнице. Алан и Заур. Именно они принимали медицинский мобильный комплекс, который Осетия передала в Черниговский район.

Предвосхищая вопросы "Зачем мы отдали?! Нам самим такое надо!" и "У себя бы порядок с врачам навели, чем по всяким черниговкам ездить! А-то у нас такие врачи хорошие! ", я спросил у главы прямо: "А вот это передвижное медицинское - оно нам самим, может, пригодится?"

Оказалось, что такая штука у нас, в Осетии, есть, и потребности медиков перекрывает, а стационарное оборудование типа аппарата УЗИ всегда удобней мобильной версии. Возить эту высокотехнологичную бандуру в горы в принципе невозможно, а там, где она может ездить и, главное, парковаться, в медучреждениях и так подобное оборудование стоит.

А что касается квалификации врачей... Ну... как бы вам сказать, чтобы никого не обидеть?  Не, по-любому обижу. Поверьте на слово: наши врачи имеют гораздо более высокую квалификацию, чем их коллеги на новых территориях. Всё.

Там же, в Черниговке, я встретил своего однокурсника Лазо Кесаева, который отвечает за восстановление местной школы. Её последний раз ремонтировали при СССР.

Вообще населённые пункты Запорожья произвели на меня удручающее впечатление. Я не про пострадавшие от войны города и села. А про те, где за 30 лет Украины так и не появились асфальт, тротуары, газ, а кое-где и электричество. Ну, ничего. Все будет. И те города, которые были местами боев, тоже восстановят. Как Мариуполь. Масштабы стройки потрясают.

Вот такой получился неожиданный заезд. Было ли страшно? Да, конечно. Успокаивало присутствие охраны Сергея Ивановича. Просто великолепные ребята: спокойные, интересные в плане общения и с отличным чувством юмора.

Кстати, чувство юмора как и инстинкт самосохранения на войне тоже, видимо, обостряется, и несмотря на окружающую реальность, люди смеются. Это защита психики. Иногда выглядит очень апокалиптически. Например, на базе "Шторма" я не решился сделать одно фото, о чем жалею. Но постараюсь описать. Итак, маленькая комнатка в раздолбанной и ушатанной саманной хате. Стол. За столом вице-адмирал, генерал, командиры батальонов "Алания" и "Шторм-Осетия". Едят тушенку из разогретой банки. Кстати, вкусная. Обсуждают ситуацию, что-то планируют, кого-то ругают, о чем-то спорят. А на стене висит телек, а по нему идёт "Однажды в России". Звук выключен, но все равно смешно по картинке. И в один момент все присутствующие замолкают и смотрят на экран. А там «Варабей» играет какой-то безумный скетч и выглядит максимально забавно в дурацком парике. И все присутствующие начинают смеяться. Так, мелкий эпизод.

Там много таких мелочей, которые странными кажутся. Все осетины там, когда знакомятся, традиционно называют свое имя и фамилию, а потом добавляют позывной. Сначала это необычно выглядит, а потом начинаешь комплексовать, что у тебя позывного нет.

За эту неделю я познакомился с большим количеством интересных людей. Очень разных. С разным прошлым. С разными взглядами на будущее. С неоднозначными. Не черно-белыми. Разными. Но я очень хочу, чтобы все они вернулись домой целыми и здоровыми. Не важно, воюют они, строят школы, возят гуманитарку или лечат людей.

И ещё. Странное чувство, которое появилось в момент, когда мы проезжали Мариуполь на обратном пути. Бывает же у вас как вспышка, что-то мимолетное, и если сразу не поймать, то потом не вспомнишь, что почувствовал. Я поймал. Причастность к чему-то большому и гордость. Гордость. Странно, да? Гордость за своих. Я этих людей и не знаю толком. Но они свои. И гордость эта - за них. От того, с каким уважением к ним относятся командиры, от того, как они воюют, от того, что они делятся едой и водой с местными бабушками в сёлах, от... Да просто от одного факта их существования.

И ещё появилась уверенность.

И всё будет хорошо.

Cослан Плиев, t.me/istizh
рекомендуем
 
01/05
01/05
30/04
30/04
30/04
30/04
30/04
29/04
29/04
29/04
28/04
28/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
27/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04
26/04