общество / 7 мая 2024, 11:2307.05.2024, 11:23
1716159597
/ 212

«Старики оберегали пацанов, а мы ведь тоже ордена хотели»

Фронтовик Иван Тимошкин вспоминает, как в последние месяцы войны бывалые бойцы берегли новобранцев.

Иван Елисеевич пригласил меня за стол, посадил напротив себя и первым делом достал фотографии, где он вместе со своим экипажем на фоне легендарного танка «Т-34». Ветеран хранит эти несколько фотокарточек в небольшой карманной книжечке по рыболовству.

- Это я на танке сижу, на котором воевал в Венгрии. А это наш экипаж. Вот после войны уже, стою за своим командиром Александром Мнацакановым. Он был Героем Советского Союза. И Крым, и Рым, и медные трубы прошли, и живые остались, - начал свой рассказ фронтовик.

На фронт Ивана Елисеевича призвали в 17-летнем возрасте из далекой сибирской деревни. Солдат воевал в Европе в составе 71-го дебреценского танкового батальона в Венгрии, служил механиком-водителем легендарного танка «Т-34». А до ухода на фронт успел освоить множество видов сельхозтехники.

- В конце 44-го я работал в школе механизации трактористом. Мне тогда было 16. Жили мы в Омской области. Начал работать лет с 14, был помощником шофера, дяди Крабанова - фамилию как сейчас помню. Левой руки не было у него. Фронтовик. Рулить он не мог, поэтому я как в 14 лет сел за руль, так всю жизнь и рулил. На следующий год мне дали трактор. Я уже разбирался в этих машинах. Дотошными мальчишками мы были. Пахали, сеяли. А трактора были как при царе Горохе.

Отца, вспоминает фронтовик, на войну не забрали, так как он был ценным кадром в тылу.

- Он в очередной раз пошел в военкомат, там ему настрого сказали: еще раз напишете заявление на фронт, мы вас отправим (в лагеря – прим.ред.) на 10 лет. Он был хорошим специалистом-аграрием, руководил колхозами, совхозами. Сталин сказал, таких не трогать. А мы, дети его, все побывали на войне.

Сначала на фронт ушла старшая сестра Ивана Елисеевича. После, в 1943 году, его старший брат, который четырежды был ранен, 2 раза тяжело – пришлось ампутировать ступню. Однако продолжал воевать.

- Пример он нам подавал большой, пулеметчиком был. А я уже в 44-м ушел. Раньше меня не призывали. Как только 17 исполнилось, меня в ноябре и призвали. Когда в карточку глянули – тракторист. Комиссар говорит, вот готовый танкист. И меня сразу же в Омскую танковую школу.

Так группа таких же молодых людей зимой пешком шла 300 км в Омскую область, чтобы пройти обучение. По дороге, вспоминает Тимошкин, они заходили в деревни. Ребят группами распределяли по домам, где их кормили, поили и обогревали.

Обучение проходило всего 3 месяца, и уже в январе новоиспеченных танкистов отправили на фронт. На эшелон выделили 10 новых танков, и они отправились на запад – Петропавловск, Урал, Волгоград. Вспоминает, что когда впервые сел за руль машины, даже не почувствовал особой разницы в управлении – «что на тракторе, что на танке – одинаково».

Юный танкист Иван Тимошкин (на фото слева второй)

- Волгоград к нашему приходу уже был освобожден. Когда ночью эшелон подошел к городу, представьте: теплушка открыта, танки стоят, темная ночь, переправляемся через Волгу. Глянул на город - Боже мой! Только тогда я понял, что такое война. Мертвый город. Темно, луна светит, трубы голые, а кругом одни развалины. В Сталинграде увидел всю подноготную той войны. Какая же битва была! Город сравняли с землей.

Эшелон Тимошкина пошел дальше. Советские войска к тому времени уже прошли Молдавию, Румынию и вошли в Венгрию. Туда на танках прибыли и молодые солдаты. Под Будапештом  разгрузились.

- Танки поставили. Расцвело. Видим, стоит один танк. А где остальные? «Ваня, побили». А кто? Гитлерюгенд. Спрашиваю, что такое гитлерюгенд? А это 15-летние юноши с гранатометами, которые били танки наши.

Испытать на себе бомбардировки с самолетов и обстрелы молодым танкистам пришлось буквально с первых часов пребывания на передовой. Тогда Тимошкин и получил первое крещение. Немцы стали бомбить с воздуха, и наши бойцы попрятались под танки. Земля ходила ходуном, вспоминает ветеран. Опытные бойцы тогда среагировали быстро – сразу залезли под танки и молодежь за собой потащили, спокойно дожидаясь окончания бомбежки. А юные солдаты не могли скрывать эмоций: сквозь свист и грохот разрывающихся бомб то и дело раздавались крики «мамочка». Это был кромешный ад.

- После бомбежки командир вышел из укрытия и приказал старшине «у этих сопляков все 10 танков заберите и передайте старикам». А мы ему: «Товарищ командир, мы тоже хотим ордена получить». Представляете?! А он половину из нас отправил на кухню чистить картошку, остальным - стирать штаны. Их близко туда не пускать. Отобрали наши танки, и мы, молодые, бегали то гусеницу чистили, то готовили танки к бою…

Сейчас Иван Елисеевич понимает ту заботу. Ведь к тому времени Красная Армия состояла уже из опытных бойцов, прошедших все горнило войны. Поэтому старшие товарищи старались беречь молодых солдат. Старшие так и обращались к молодым - «сынок».

- Разница в возрасте была колоссальная – старик и 17-летний пацан. Очень берегли нас. Поэтому мы живые остались. Они же видели, что мы совсем еще юны. Вот-вот война закончится, ее исход уже был предрешен. Ну какой командир пошлет пацана в бой? Большая благодарность за это старикам! Хотя мы тоже жаждали внести свою лепту в победу… 

И хотя до окончания войны оставалось совсем немного времени, повоевать молодым танкистам все же довелось. Но вспоминая о тех временах, в памяти больше закрепились не тяжелые бои, а его командир Александр Мнацаканов, который сыграл большую роль в жизни фронтовика. Герой Советского Союза Мнацаканов сразу разглядел в юном танкисте перспективного офицера и настоящего мужчину. Именно он способствовал тому, чтобы Тимошкин после войны продолжил обучение военному делу и стал офицером.

На фото: в правом нижнем углу Герой Советского Союза Александр Мнацаканов, над ним Иван Тимошкин.

- Как-то раз едем в танке, все гремит, ничего не слышно, а он мне в шлемофон говорит: «Иван, я тебе команду по рации передавать не буду, потому что пока тебе ее дам, тебя могут 10 раз убить». Говорит, что будет давать команды… ногой: прямо пну – иди прямо, в правое плечо – направо повернешь и т.д. Когда первые бои прошли, я говорю: товарищ капитан, у меня спина болит. Не столько от вождения танка устаю, сколько от ваших толчков.

А победу Тимошкин со своими боевыми товарищами встретили в районе озера Балатон в Венгрии.

- Ну, вот и май пришел, и через неделю объявили. Столько радости, стрельба, победа!

С фронта Тимошкин вернулся не в Сибирь, а в город Орджоникидзе. На своем танке и приехал в Северную Осетию. Но долгие годы еще продолжал служить в армии. Сначала поступил в военное училище. После ездил по Советскому Союзу.  В составе железнодорожных войск строил дороги «Махачкала-Избербаш», «Ростов-Баку», «Иркутск-Слюдянка», а также вокзалы, дома. «Некому ведь было строить, и мы с утра до ночи работали».

- Когда война закончилась, мы погрузились на платформы и поехали – Венгрия, Украина, Ростов, а вскоре кто-то говорит, что въехали в какой-то город Дзауджыхъау. А у меня прадед служил у Ермолова. Поэтому я знал о таком городе. Я приехал на одном уцелевшем танке. Я на нем 2 раза поднимался на Крестовый перевал. Так и началась служба. И с того периода и остался в Осетии. Военное училище тогда было на ул. Чкалова. Я его закончил. И потом по Советскому Союзу мотался 18 лет, дослужился до капитана. Стал увольняться - не увольняют. А к этому времени я уже женился, у нас появились двое дочерей. Объяснял, что мне надо детей воспитывать. А меня генерал вызывает и говорит: мол, не можем мы, товарищ Тимошкин, вас уволить; у вас такая специальность, вы фронтовик, вы должны воспитывать солдат. Но я к тому моменту уже 27 лет отпахал.

На фото Иван Тимошкин на фоне легендарного танка «Т-34».

И все же Тимошкина отпустили. После увольнения в запас он устроился на хладокомбинат, его взяли «с руками и ногами». Оттуда перешел в пожарную часть, где проработал 6 лет до самой пенсии.

Сегодня, в свои 96 лет, Иван Елисеевич все еще достаточно бодр и активен. До прошлого года сам управлял автомобилем, на котором ездил на рыбалку. Сейчас он без железного коня, поэтому приходится удить на китайской Водной. Признается, рыбы там особо нет. Все рыбные места за городом.

- Хожу на рыбалку, люблю это дело. До прошлого года даже на машине сам ездил, но она поломалась. Поэтому сейчас в основном хожу на Водную, но там рыбы нет. А вот в Мичурино, в Кирово есть, и друзей-рыбаков там у меня много. Меня зять отвозит туда.

Встречать 79-ю годовщину Победы фронтовик Тимошкин будет дома, в кругу семьи. На военный парад на пл. Свободы, к сожалению, давно уже не ходит, так как нет уже столько сил, тяжело, признался герой. Но еще тяжелее этот большой праздник для него становится потому, что рядом не осталось боевых товарищей, с кем прошел тяжелыми дорогами войны.

- Грустно, потому что каждый год теряю друзей. Вот я остался один из всех однополчан. Сколько не искал, никого нет… 

Наталья Цховребова
рекомендуем
 
19/05
19/05
18/05
18/05
18/05
18/05
18/05
18/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
17/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
16/05
15/05
15/05
15/05
15/05
15/05
15/05
15/05
15/05