Зарина Кертанова, Милена Тигиева и Марина Дзугутова – об осетинском балете, партиях мечты и стереотипах в профессии.
Понятие «осетинский балет» уже прочно вошло в обиход культурной жизни республики. Труппа филиала Мариинского театра под руководством Валерия Суанова популярна не только среди местных театралов, ее уже хорошо знают в Москве и Санкт-Петербурге. Прима-балерина театра Виолетта Магомедханова давно снискала любовь и почитание публики. Но в этой статье расскажем и о тех, кто стоит рядом – солистках. Все они влюблены в свою профессию, и каждая по-своему.
«Приходишь домой, еле двигаешься, а мама с порога: опять что-то потянула»
Культура балета в Осетии, по словам балерины Зарины Кертановой, существует уже давно: многие зрители приходят на постановки по несколько раз, пересматривая их как любимый фильм. Балет в том числе показывает богатые культурные традиции осетинского народа, уверена она.
«Когда выходишь на поклон и видишь людей, которые соблюдают театральный дресс-код, а не сидят в зале в спортивках и не разговаривают во время спектакля, как артист ты осознаешь, что зритель погружен в постановку, в атмосферу. Мне кажется, это очень круто для Осетии! Для осетин всегда были привычны кавказские танцы, это наше родное. А в нашем балете все спектакли абсолютно разные. И та атмосфера, которая бывает на сцене, она будто дает зрителю какой-то новый глоток воздуха. Я очень часто общаюсь со зрителями, и слышу лишь восторженные отзывы. Многие ходят на наши спектакли по 5-10 раз и замечают малейшие изменения. И это здорово!», - говорит Зарина Кертанова.
Профессию балерины часто называют каторгой в цветах. Это нелегкий труд, нередко сопровождающийся различными травмами. Как отметила Кертанова, балет – это 90% труда и только 10% таланта. Без долгой и усердной работы над собой невозможно чего-то добиться. Если ты не растёшь, на тебя будет скучно смотреть; если не совершенствуешься в профессии, то это бессмысленная трата времени.
«Порой приходишь домой, еле-еле двигаешься, и мама с порога: «Опять что-то потянула?». Это неизбежно. Думаю, что в любом виде спорта так, если им серьезно заниматься. Когда ты выходишь на сцену, зрителю не важно, в каком ты состоянии, он пришел за эмоциями, за удовольствием. В фильмах, конечно, все немного художественно преувеличенно, а в балете все вживую».
Иногда артистам приходится выступать с травмами, они случаются и во время выступлений.
«Во время спектакля травм не замечаешь, потому что ты бываешь на бешеных эмоциях, мышцы горят, и боль не чувствуется. Она приходит только после спектакля, когда ты выдохнула и тело расслабляется».
Овеяна эта профессия и различными стереотипами, один из которых – жесткая конкуренция. Стекла в пуанты, обрезанные ленты, пачки… Все это, по словам балерины, навеяно фильмами. В реальной жизни же имеет место быть только здоровая конкуренция.
«Того, что показывают в фильмах, в нашей труппе точно нет. Это табу, которое Валерий Суанов привил изначально. У нас абсолютно здоровая конкуренция. Если тебе дается шанс, ты им пользуешься, и неважно, танцевал ты эту роль или нет. Мы все всегда с чистым сердцем помогаем друг другу. Даже если что-то вдруг не получается, ты можешь обратиться к любому, и тебе с радостью помогут».
Настоящей мечтой юной балерины Кертановой была партия Кармен. О ней она начала грезить еще во времена обучения в колледже искусств. Зарина признается, очень сильно сомневалась в себе, но благодаря поддержке Валерия Суанова мечта осуществилась. Роль Кармен стала для нее большим и очень важным шагом в будущее.
«Я обожаю этот спектакль и партию Кармен. Благодаря этой роли поняла, что сцена – это мое, что я готова к болям, травмам, обидам, разочарованиям, неудачам, только бы иметь возможность снова выходить на сцену и быть в контакте со зрителем. Я работаю над тем, чтобы он ушел с чем-то внутри, чтобы он вместе с нами проживал эту маленькую жизнь».
Подготовка к роли, как отмечает балерина, всегда очень долгий, тяжелый и ответственный путь. Чтобы станцевать на сцене страстную Кармен, Зарина Кертанова зачитала до дыр Проспера Мериме, изучала испанский фильм, максимально приближенный к тексту произведения, ежедневно репетировала роль.
«Процесс подготовки всегда бывает очень ответственным. Ты приходишь на репетиции, где Валерий Русланович (Суанов – прим.ред.) всегда тебя спрашивает: «А как ты думаешь, что означает это движение?» Происходит диалог, иногда споры, но в итоге рождается нечто потрясающее. Образ строится из очень детальной проработки каждого движения, каждой мелочи. На это уходит много времени».
Кертанова также отмечает, сложность в создании образа была и в том, что у многих в голове сидит какая-то общепринятая ассоциация с персонажем Кармен. Она же не хотела показать образ шаблонным, а наоборот, продемонстрировать зрителю свое видение испанской красавицы.
«Моя Кармен свободолюбивая. Я постаралась показать зрителю, что для нее, в первую очередь, была важна свобода, и она не готова была проститься с ней ради любви. Есть, конечно, сцены, где она показана дерзкой, наглой, расчетливой, но мне хотелось обратить внимание на ее свободолюбие. В этом плане Валерий Русланович сделал для меня очень много».
Ее танец и игра были выражением свободы - дерзкой, упоительной и торжествующей. Зарина Кертанова танцует Кармен уже несколько лет, и каждый раз открывает для себя новые грани своего персонажа.
«Вот эмоции — они всегда разные. Моя Кармен может быть в одном спектакле одна, в другом — иная, потому что и я другая. Порой во время репетиций получается какая-то новая интересная эмоция, жест, взгляд. И наш худрук всегда обращает внимание на это. Этот процесс всегда непредсказуем».
Любая роль важна, будь то главная или второстепенная, считает Зарина Кертанова. Порой бывает и такое, что роль второго плана сложнее, чем главная партия.
«Я, даже если танцую в кордебалете, все равно получаю такое же удовольствие, как от сольной партии. Мне важно быть на сцене, а в какой роли – это вопрос уже второстепенный. Если ты любишь свою профессию, тебе будет одинаково приятно выступать как в роли первого, так и в роли второго плана. У нас буквально каждому артисту дается возможность проявить себя. Так и появляется стимул расти и совершенствоваться».
О своих дебютах, взлетах и эмоциях после премьер и выступлений солистка филиала Мариинского любит делиться с подписчиками. По ее словам, посты рождаются сразу после премьер, «когда эмоции еще не отпускают, адреналин еще кипит, и тебе хочется, чтобы об этом узнал весь мир».
Интересуется солистка и обратной связью от зрителей. Всегда с удовольствием читает комментарии, смотрит отметки в социальных сетях.
«Мне бывает интересно, что о нас думают люди. Я понимаю, что не всегда все будет хорошо и не всегда отзывы будут исключительно положительными, но для меня это не повод расстраиваться, а, наоборот, показатель того, что можно сделать еще лучше».
«За день до спектакля я уже не солистка театра, а горячая испанка»
Еще одна роль мечты, еще одна Кармен, но уже в исполнении Милены Тигиевой. С раннего детства душа вела ее танцевать, она пускалась в пляс, как только слышала музыку. Уже тогда твердо для себя решила, что свяжет свою жизнь со сценой. В балет она пришла из национальной хореографии, а до этого была художественная гимнастика. Идейным вдохновителем такого перехода стал Валерий Суанов.
«Еще в студенчестве он был моим педагогом в колледже культуры. Тогда я захотела танцевать в его команде. У меня очень долгое время был испытательный срок. Был и переломный момент в жизни, когда по определенным причинам пришлось уволиться. Помню, тогда пришла на спектакль в качестве зрителя. В зале поняла, что не могу без театра и сцены, поняла, что хочу быть не зрителем, а для зрителей», - рассказала Тигиева.
О том, что пришлось бросить занятия гимнастикой, балерина не жалеет. Это было ее решением, несмотря на юный возраст. Она считает, что именно в балете раскрылись ее главные таланты.
«Я понимала, что это не мой вид спорта. Я бы не достигла тех высот, которых достигают именитые спортсмены. Даже в те времена душа лежала больше к танцам. Гимнастика, безусловно, сыграла свою роль. Она стала еще одной ступенькой на пути к балету».
Бывший тренер балерины Инна Никитина отмечает, что Милена всегда была очень эмоциональной и талантливой девочкой. «Она богом поцелованная». Так говорит и сам Валерий Суанов.
«Я часто это слышу. Но одно дело, когда тебе об этом говорят близкие люди и совсем другое – профессионалы. Это всегда очень приятно. Если говорить о том, сколько в моем мастерстве упорства и трудолюбия, то, скорее, 50/50, хотя нам говорят, что трудолюбие всегда побеждает талант».
По словам балерины, ей всегда легко показывать на сцене эмоции, так как она сама по себе очень эмоциональный человек. Они помогают ей вживаться в роль.
«У каждого свой «коронный удар», который ему удобнее наносить. Кто-то берет зрителя своими техническими данными, кто-то своей игрой. Я же люблю роли, где надо показывать чувства и эмоции. Мне очень комфортно в таких сценах вне зависимости от того, солирую или танцую в массе. Я всегда пропускаю через себя эмоции персонажа», - отметила Милена Тигиева.
Она уверена, что недостаточно просто сыграть спектакль, важно прожить роль. Можно сыграть роль, но не факт, что зритель тебе поверит. Он всегда чувствует, где наигранность, а где искренние чувства.
«В нашем коллективе все переживают свои роли! Это главная задача, которую ставит руководитель. И как результат - всегда аншлаги на спектаклях».
Кармен — свободная женщина, которая не хочет никому принадлежать, она играет мужчинами. Это очень откровенный балет, требующий большой уверенности в себе. Нужно много поработать, чтобы игра и флирт на сцене выглядели естественно. И, кажется, Милене Тигиевой это удалось. Когда приближается спектакль, она уже не солистка Мариинского, она испанка, та горячая испанка, которую надо показать зрителю и самой прочувствовать.
«С Кармен у меня было больше всего внутренних проблем, я никак не могла разобраться с образом, сочиняла, меняла, пробовала, думала. А ответ лежал на поверхности: мне просто надо было поддаться воле эмоций, музыке и хореографии!»
До недавних пор у Милены Тигиевой была мечта станцевать именно эту партию. Достигнув одной цели, появляется другая. Яркая, эмоциональная она хочет бросить вызов самой себе и сыграть роль, которая будет ее полной противоположностью.
«Мне хочется попробовать себя в совершенно разных по эмоциональному состоянию и темпераменту партиях. Сейчас я хотела бы сыграть роль, которая является моей противоположностью».
В прошлом году на сцене филиала Мариинского театра прошла премьера спектакля «Солярис 2.0» в постановке Юрия Смекалова, который нашел и показал связь между фантастическим романом и нартским эпосом, сделав акценты на ряде символов. По словам Тигиевой, с ним было очень комфортно работать. Смекалов - очень энергичный, располагающий к себе, настоящий профессионал. Также она отметила, что это был немного непривычный формат для всей труппы, поскольку постановка далека от того, что они обычно ставят. Но со временем все привыкли, и даже влюбились в постановку.
«Мы и подумать не могли, что вообще сможем это станцевать. Но у нас получилось, и мы открылись по-новому перед нашим зрителем».
Балерине Тигиевой посчастливилось станцевать в «Солярисе 2.0» две партии: женщину и океан. В партии женщины самым сложным для нее была физическая нагрузка.
«С момента появления на сцене практически 20 минут нужно танцевать без остановки, нагрузка бешенная. Это постановка, в которой движения оказались абсолютно непривычными для меня. Мы работали долгими часами, изучали, анализировали, создавали этот по-настоящему космический спектакль».
Постоянные физические нагрузки помогают балеринам всегда быть в хорошей форме. В случае Милены Тигиевой – это генетика.
«Никогда в жизни не приходилось сидеть на диетах. Я ем все, что хочу, и это никак не сказывается на моей фигуре. Но одной генетики тут мало. Ежедневная физическая нагрузка так или иначе держит в тонусе».
В графике артистов Мариинки мало свободного времени, и все же когда такое случается, Милена не прочь порисовать. Это, по ее словам, успокаивает и дарит положительные эмоции.
Балерина абсолютный фанат своего дела. Сцена для нее – любимая работа, а не просто образ жизни на несколько лет. Она настолько увлечена ей, что не может представить жизни без искусства. Сейчас, пройдя определенный этап, она понимает, что самое главное — это педагоги, которые «воспитывали, наполняли тебя, передавали магию танца».
«Когда оказываешься с этими профессионалами в одном театре, то стремишься быть похожим на них. Это меня всегда вдохновляло» - признается она.
«Мы как одно целое со своим зрителем»
Еще одной солисткой филиала Мариинского театра, пришедшей в балет из гимнастики, является Марина Дзугутова. По ее словам, переход в балет дается гимнасткам легче, так как у них уже есть растяжка. Однако, нельзя ставить между ними знак равенства.
«Балет и гимнастика - разные вещи. На гимнастике не просят настолько выворотно держать ногу, как в балете. Гимнастика помогла мне стать балериной. На ковре ты должен отвечать за предмет, с которым работаешь, а на сцене отвечаешь за себя и за партнера. На сцене тяжелее, чем на ковре. Там больше ответственности».
О своем выборе в пользу балета Дзугутова никогда не жалела. И если бы у нее был шанс все изменить, она бы все равно выбрала балет.
«На сцене столько выходов, столько партий, которые ты можешь станцевать, пережить. Стоит мне выйти на сцену, как я снова испытываю невероятные эмоции, душевный подъём, и любые негативные мысли исчезают сами собой. Это же моя жизнь!»
Не так давно у балерины состоялся дебют в обновленной балетной постановке «Портрет Дориана Грея». Она играла Сибиллу Вейн. Дебют - это всегда большой и важный шаг в жизни каждого артиста. По словам Дзугутовой, она шла к этому долгие годы.
«В 2017 году, когда только поставили этот спектакль, я танцевала «в массе». Мне тогда было 13 лет. Партия Сибиллы на тот момент была единственной, которую я так хотела сыграть. Она мне очень нравится. Тогда подошла к Валерию Руслановичу и попросила, он одобрил. Он всегда поддерживает все наши начинания. Да, мы много и упорно работали, в том числе и над техникой исполнения. Но если артист горит своим делом, руководитель никогда не перекроет ему дорогу».
Партнером Дзугутовой был Альберт Калагов. Говоря о работе с ним, она отмечает высокую степень доверия между ними.
«Мы с ним очень много вместе работаем, и у нас хорошее взаимопонимание. Для балерины это очень важно. Признаться, тяжело менять партнеров, каждый по-своему тебя поднимает. С Альбертом же у нас уже сформировалось доверие, с ним очень комфортно работать. Мы танцевали вместе и в «Фатиме», поэтому нам легче».
На сцене филиала Мариинского Марина Дзугутова представала в различных образах, и все же мальчик из «Соляриса 2.0» и Сибилла Вейн из «Портрета Дориана Грея» ей ближе всего.
«Мальчик очень энергичный, веселый, он мне очень нравится. Сибилла - нежная, открытая. Я и сама по себе такая, поэтому трудностей с этими партиями у меня не было».
При этом, по словам Дзугутовой, не всегда бывает легко перестраиваться с одного персонажа на другой, находить в себе какие-то новые эмоции. Но опытный руководитель Валерий Суанов всегда поможет и подскажет, как лучше показать ту или иную эмоцию.
Не так давно, во время дней культуры Северной Осетии в Москве на новой сцене Большого театра труппа филиала Мариинского театра впервые показала балет «Фатима». По словам Марины Дзугутовой, московский зритель хорошо воспринял кавказский дух, царивший на сцене.
«Выступать на другой сцене всегда волнительно, ведь ты представляешь всю республику, вне зависимости от того, что ты танцуешь. Вот и в этот раз было волнение, ведь это не совсем традиционный балет, который все привыкли видеть. Но приняли нас как своих, и это чувствовалось».
Говоря о владикавказском зрителе, балерина отмечает особую теплоту, с которой их встречают из раза в раз. И не обязательно смотреть в зрительный зал, чтобы это почувствовать.
«Наш зритель всегда поддержит, что бы ни случилось, он очень теплый. Эта энергетика очень чувствуется. Если бы вы только знали, насколько нам бывает приятно, когда заканчивается какая-то сцена и зритель начинает хлопать. Это очень заряжает. В такие моменты мы бываем очень счастливы, - говорит Дзугутова. - Если ты полностью поглощен спектаклем, ты никогда не посмотришь в зал, но всегда будешь чувствовать их отдачу. Есть сцены, в которых царит полнейшая тишина, и зритель бывает настолько поглощен нашей атмосферой, что сам старается не нарушать ее. В такие моменты мы будто становимся одним целым».
Также она отметила, что у них достаточно молодая публика. По мнению балерины, это объясняется тем, что труппа филиала Мариинского ставит современные спектакли, которые знают все, показывает новое видение некоторых постановок. Молодежь пошла в театр, и это радует.