Ансамбль «Алан» более 80 лет является визитной карточкой республики. На проблемы коллектива на одном из аппаратных совещаний обратил внимание Сергей Меняйло. Глава предложил Минкульту разработать программу развития государственного ансамбля. Как проходят будни артистов и что мешает их творчеству – материал ГТРК «Алания».
Даже начало съемочного процесса здесь только по команде хореографа. Репетиция начинается в 9 утра. Без опозданий. Музыканты оркестра, танцоры, костюмеры, резкие повороты, проходы, прыжки. И все это под мелодичные ритмы Кавказа.
Майя Дзагоева в ансамбле « Алан» 14 лет. Солистка признается, что это лучшие танцевальные годы в ее карьере. От воспоминаний даже дух захватывает. Репетиции, концерты, гастроли. Все бы ничего, но легендарный ансамбль столкнулся с многочисленными проблемами.
Майя Дзагоева, солистка ансамбля «Алан»: «Несмотря на то, что зал у нас большой, бывает здесь очень душно даже зимой. Приходится открывать окна, что не очень хорошо для нас, нет системы кондиционирования».
В здании давно не было капитального ремонта, а станки в репетиционном зале ровесники ветеранов ансамбля. Нет и прачечной, а сценические костюмы шили последний раз 8 лет назад.
Зелимхан Козаев, художественный руководитель ансамбля «Алан»: «Мы выезжали в Крым на гастроли. Нам выдали суточные 100 рублей на человека. Как на эти монеты три раза поесть? Никак. Вода стоит дороже».
Артисты говорят, не устраивает и низкая заработная плата. С ними согласен художественный руководитель Зелимхан Козаев. Публика все еще помнит эпичные танцы с кинжалами Зелимхана Петровича. Когда-то он сам блистал в ансамбле. В 90-е он два года работал в Америке. Выступал в Австралии, Африке, Азии. Говорит, что планов по развитию «Алана» много. Не хватает только финансирования.
Зелимхан Козаев, художественный руководитель ансамбля «Алан»: « Кто-то сказал, что «Алан» потух. Этого никогда не будет. Просто здесь очень много проблем. Мы это изложили, я об этом написал. Недавно к нам приехал Сергей Иванович Меняйло. Он знает обо всех наших проблемах, обещал помочь».
За всю свою многолетнюю деятельность ансамбль не раз становился победителем танцевальных конкурсов. Из года в год коллектив пополняется новыми талантами. Яна Гамаонова самая молодая солистка. По образованию она юрист. Говорит, что в танце есть волшебная сила, которая влияет на состояние души, позволяет проявляться разным чувствам.
Яна Гамаонова, солистка ансамбля «Алан»: «Конечно, гастролей не так много. Но когда выезжаем, нас часто подводит автобус. Он ломается, это влияет на настрой».
Сменяются не только поколения. Появляются и новые постановки. Не всегда традиционные кавказские. Художественная сокровищница пополняется и русскими народными танцами. Все для того, чтобы привлечь внимание зрителей.
Зелимхан Козаев, художественный руководитель ансамбля «Алан»: «Весь Северный Кавказ у нас в репертуаре, по сравнению с другими коллективами, и мы будем ставить новые танцы».
Танец для артистов ансамбля — искусство тонкое. Только черпать вдохновение из неокрашенных репетиционных станков, сломанного автобуса и в старых костюмах сложно.